Использование кейс – технологий для получения продуктивных профессиональных компетенций обучающихся колледжа

«Обучение не всю жизнь, а в течении всей жизни»

Нурсултан Назарбаев

                                       «Я особенно ценю в методе работы с «кейсами» независимость мышления» 

Питер Экман

В свете модернизации образования в Республики Казахстан принципиально изменяется позиция педагога, который перестает быть носителем «объективного знания», его главная задача — мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности,  в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Фактически он создает условия «развивающей среды», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных  способностей, определенных компетенций, в процессе реализации им приложенных усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.

Дистанционное образование «здесь и сейчас» показало новую эффективную модель в условиях жизненного «форс-мажора». Одним из эффективных образовательных методов обучения для получения продуктивных профессиональных компетенций обучающихся в условиях дистанционного обучения является использование «кейс-технологий» (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технология – это не повторение за педагогом, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос — это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого обучающегося в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

а) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их группе и преподавателю;

б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Тем самым обучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся находить связи между имеющейся в распоряжении информацией и вырабатываемым решением. Содержательно материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.

В) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми как для самого разработчика, в том числе и так и для приглашенных к работе с текстом кейса. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании.

По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации.     

Педагогическая деятельность при работе с кейс-технологией. Существуют 3 возможные стратегии поведения  в ходе работы с кейсом:1. Педагог будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации; 2. В определенных условиях педагог будет сам давать ответ; 3. Педагог может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.

 Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

  1. Ознакомление с сюжетом. (3-5 минут) 2. Проблематизация – обнаружение в ходе групповой дискуссии противоречия в сюжете, определение того, в чем его «странность». (3-4 минуты) 3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией). (3-4 минуты) 4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп)( 3-4 минуты). 5.Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа). (До 15 минут.) Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники. 6. Презентация решения. (Не более 3 минут на группу). 7. Рефлексия хода решения кейса. (3-4 минуты).

Кейс-метод – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. Методика способствует развитию различных практических навыков.Все вместе, они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения.

Метод кейс-технологии развивает следующие навыки: Аналитические навыки. Практические навыки. Творческие навыки. Коммуникативные навыки. Социальные навыки. Навыки самоанализа.

Выводы:

Во-первых, «кейс-методы» дают возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил.

Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На занятиях обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут проявить активность, участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы. В жизни будущим специалистам  пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Применение «кейс – метода» позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе. Он предназначен для развития у обучающихся умений самостоятельно принимать решение и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. «Метод  кейса» позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации и главное — связывает теорию с практикой, развивая профессиональные компетенции.

Таким образом, основываясь на всем вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что применение «кейс-технологий» является одним из востребованных на сегодня методов обучения.

Преподаватель специальных дисциплин Проценко Оксана Дияшевна,
ГКП на ПХВ Высший колледж «ASTANA POLYTECHNIC» акимата г. Нур- Султан

INFOTIMES

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *