Общественный фонд «Центр по внедрению новых экологически безопасных технологий» (г.Караганда) начал реализацию проекта «Привлечение местных сообществ Устюртского региона Казахстана к сохранению устюртской популяции сайги» при финансовой поддержке Союза охраны природы и биоразнообразия Германии (NABU). Организационную и экспертную поддержку в реализации проекта оказывают общественное объединение «Карагандинский областной Экологический Музей» (ОО «ЭкоМузей») и многопрофильный некоммерческий холдинг (МПНКХ) «Колдау-Казахстан» (г.Актау Мангистауской области). Об этом и многом другом рассказал координатор проекта Адильбек Козыбаков.
Вопрос: Адильбек, как известно, в нашей стране обитают три популяции сайгаков – бетпакдалинская, уральская и устюртская. Три года назад произошел массовый мор в бетпакдалинской популяции, когда погибло чуть ли не 90% особей этой группировки. Широкая общественность ожидала, что все силы будут брошены именно на эту популяцию…
Ответ: Да, все верно, к сожалению. Но даже несмотря на такую убыль численности, бетпакдалинская популяция все еще более многочисленна по сравнению с устюртской, которая в последние годы находится на грани полного исчезновения. Численность данной популяции по результатам учетов 2016-2017 годов оценивается в пределах 1900-2700 особей, тогда как еще в конце 1980-ых – начале 1990-ых насчитывалось не менее 250-270 тысяч голов, то есть зафиксировано падение на 99%. В более ранние и благоприятные периоды, по некоторым оценкам, численность устюртской группировки сайги достигала полумиллионной отметки.
Вопрос: Какие конкретные территории будут охвачены вашим проектом? Какие механизмы предлагаете задействовать для сохранения сайги?
Ответ: Нашим проектом будут охвачены Байганинский и Шалкарский районы Актюбинской области, в дальнейшей перспективе – Бейнеуский район Мангистауской области, то есть исконные пути миграции устюртской популяции сайги в пределах Казахстана. Традиционно казахи, еще в дореволюционное время владевшие пастбищными угодьями, также пользовались животным миром, обитающим на их территориях. И это было совмещение отгонного животноводства, не наносящего ущерба природным пастбищам, с устойчивой охотой. Сейчас мы видим, что существующие в Казахстане природоохранные механизмы не достигают положительного результата, достаточного для спасения устюртской популяции сайги. Поэтому пришло время возродить забытые традиции, возложив ответственность за сохранение сайги и природы родного края в целом, на скотоводов и любителей охотничьих традиций.
Вопрос: Интересный подход. Есть ли подобный опыт охраны животного мира с положительным результатом в других странах?
Ответ: Конечно же, мы опираемся на положительный опыт зарубежных коллег. С нами своим успешным опытом привлечения сельских общин Таджикистана и Кыргызстана к охране исчезающих видов диких животных – козерога, винторого козла (мархур), архара, бурого медведя и снежного барса, поделился международный эксперт по сохранению биоразнообразия NABU Штефан Михель. Он нам рассказал, что сельские жители горных районов Таджикистана и Кыргызстана несколько лет назад начали охранять диких копытных от посягательств приезжих браконьеров. Примечательно, что наиболее активными и инициативными оказались те местные жители, которые в свое время сами были браконьерами, то есть люди поняли, что нужно «пополнять запасы». Теперь, когда поголовье козерога, винторого козла и архара намного увеличилось, местные общины уже получают от государства квоты на охоту на небольшое количество животных. При этом часть квоты реализуется иностранным охотникам за тысячи долларов и евро, поступающие доходы выделяются на материально-технические нужды службы охраны и даже на решение каких-то инфраструктурных проблем в селах. Я считаю, именно такой опыт наиболее приемлем для Казахстана в условиях кризиса в нефтегазовой сфере, так как никаких субсидий из госбюджета он не требует.
Вопрос: Раз уж заговорили о том, что на государство не будет экономической нагрузки, хотелось бы узнать о финансовой стороне природоохранной инициативы…
Ответ: Здесь нет никаких секретов. Бюджет нашего проекта, который является первым в рамках этой инициативы и рассчитан на один год, составляет 20 тысяч евро. В дальнейшем, на основе результатов первого проекта и другой работы экспертов NABU, надеемся привлечь серьезные вливания для долгосрочной трансграничной программы с учетом того, что ареал обитания устюртской популяции сайги охватывает и территорию Узбекистана. Это порядка нескольких миллионов евро, из которых более половины будет выделено на реализацию программы в Казахстане. Изыскивать столь внушительные средства нам будут помогать, помимо NABU, такие известные на весь мир природоохранные организации как SCA (Saiga Conservation Alliance – Альянс по сохранению сайгака), UNEP (Программа ООН по окружающей среде) и другие. Как видите, для нашей страны это крупные безвозвратные инвестиции в экологию и экономику сельских территорий.
Вопрос: Проводились ли какие-либо предварительные исследования ситуации на местах, на так называемой «проектной территории»? Каков настрой у местных жителей?
Ответ: Начиная с 2015 года, руководитель международной группы по Евразии NABU Тильманн Дитерих и вышеупомянутый международный эксперт Штефан Михель несколько раз встречались с местными жителями Байганинского и Шалкарского районов. Совместно с ними с прошлого года во встречах, круглых столах и семинарах с местным сообществом принимали участие как казахстанские эксперты, так и эксперт из Кыргызстана Заирбек Кубанычбеков (он рассказал про успешный опыт по сохранению дикой природы силами местных сообществ в Кыргызстане). Сельчанам были разъяснены все нюансы их участия в сохранении сайгаков, в том числе долгосрочные выгоды для местных сообществ как в экономическом, так и в экологическом аспектах. В результате осенью 2017 года в Байганинском районе инициативная группа местных жителей учредила общественное объединение «Дала табигаты», на базе которого и будут привлекаться местные жители к работам по сохранению сайги и охране природы в целом. К слову, общественное объединение всегда открыто для новых членов, желающих внести свою лепту в общее дело.
Вопрос: Как восприняли вашу инициативу природоохранные структуры и местные власти, а также другие экологические НПО? Налажено ли с ними сотрудничество?
Ответ: Наша инициатива полностью соответствует меморандуму о сотрудничестве в области охраны природы между NABU и Комитетом лесного хозяйства и животного мира МСХ РК. Налажены рабочие связи с Актюбинской областной территориальной инспекцией лесного хозяйства и животного мира, областным управлением природных ресурсов и регулирования природопользования, природоохранной полицией Актюбинской области, Западным региональным филиалом РГКП «ПО «Охотзоопром», базирующимся в Актобе. Из негосударственных некоммерческих структур природоохранного профиля нас полностью поддерживает Республиканская ассоциация общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар».
Вопрос: Какие вы видите проблемы или преграды, которые мешают или могли бы помешать эффективной реализации проекта? Или у вас все так безупречно и гладко?
Ответ: Действительно неразрешимых проблем или преград, надеюсь, у нас нет и не будет. Большинство наших потенциальных партнеров и благополучателей положительно воспринимают нашу инициативу. Но на сегодняшний не все так идеально, как хотелось бы. Поэтому позвольте через вас обратиться к руководству Байганинского района с просьбой поддержать сельчан, желающих принять участие в работе по охране родной природы, отнестись с пониманием к реализации ими своих гражданских прав. Также обращаемся к руководству Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия (АСБК) как к крупнейшей природоохранной НПО Казахстана с предложением о сотрудничестве с нами. Не хотелось бы, чтобы такое нужное для природы и людей дело обошло стороной АСБК, которое узнаваемо в международных кругах.
Беседовала Камшат Избасарова
член Союза Журналистов РК
Мангистауская облатсь, город Актау