РАБОТА И УЧЕБА! КАК СОВМЕСТИТЬ?

На первый взгляд, это непросто. Но учиться и строить карьеру для многих обычная практика. Около 65% казахстанских студентов старших курсов имеют опыт работы. Причём не всегда релевантный выбранной специальности — порой стабильный доход оказывается важнее. Вот вам ПЯТЬ основных советов:

1. Договоритесь о гибком графике в учебном заведении

Если вы студент, попробуйте перейти на индивидуальный график посещения занятий или вовсе перевестись с очного отделения на заочное. Руководство вуза может пойти навстречу, когда вы уже работаете по специальности.

Некоторые онлайн‑школы и курсы тоже позволяют учиться по индивидуальному расписанию. Вы будете самостоятельно осваивать материал в удобное время и сдавать домашние задания на проверку куратору. Такой вариант потребует больше дисциплины, зато заниматься можно когда угодно. Например, ранним утром, пока домашние спят, или во время обеденного перерыва на работе.

2. Поделитесь планами с работодателем

Этот совет актуален, если вы хотите прокачать квалификацию. В таком случае работодатель, скорее всего, не станет чинить препятствий. Предупредите его, что будете заняты на курсах или в вузе в определённый день. Чаще проявляйте инициативу — например, берите больше задач в те периоды, когда нет высокой учебной нагрузки.

Если же вы ищете возможность покинуть компанию или полностью переквалифицироваться, ориентируйтесь на эмоциональный «компас» отношений с руководством. В коллективе с экологичной атмосферой вашему решению, скорее всего, рады не будут. Но если вы продолжите ответственно и вовлечённо трудиться — возможно, пойдут навстречу в вопросах отгулов и отпусков.

3. Составьте реалистичное расписание

Чёткий план поможет не срывать дедлайны и находить время на отдых. Но важно помнить, что люди очень плохо предсказывают время, которое требуется на выполнение задач. Психолог Даниэль Канеман в книге «Думай медленно… решай быстро» называет две причины. Во‑первых, человеку сложно объективно оценить, сколько времени тратилось на аналогичные задачи в прошлом. Во‑вторых, составляя план, он не берёт в расчёт трудности, которые замедляют работу.

Для корректного планирования нужно не просто прикидывать в голове сроки, но и замерять, сколько конкретно часов требуется на выполнение задач. Учитывайте, что вы не можете работать без остановки — всегда будут перерывы на то, чтобы налить чай, проверить почту или перекинуться парой слов с коллегами.

4. Попросите помощи у близких

Расскажите семье о ваших целях и обсудите, как достичь их вместе. Например, партнёр может временно взять на себя часть ваших домашних обязанностей вроде уборки или приготовления еды. Иногда не помешает и помощь старших — отвести внуков на занятия или выгулять собаку могут бабушка с дедушкой, если живут неподалёку от вас.

Делегировать обязанности тоже поможет планирование. Например, чтобы не держать в голове домашние задачи, можно составить график и расписать там, кто за что отвечает. Постарайтесь учитывать предпочтения друг друга. Если кто‑то из домашних терпеть не может мыть полы, предложите равнозначную альтернативу. Например, пылесосить или чистить сантехнику. Детей тоже можно привлекать к заботе о доме. Маленький ребёнок способен сам сложить за собой игрушки, а подросток — вынести мусор и убрать за питомцем.

Не забывайте проводить время с семьёй. Ваша личная жизнь — то, что помогает перезарядиться и найти энергию на совмещение работы и учёбы. Например, выделите один‑два вечера в неделю, которые гарантированно посвятите домашним. Составьте список интересных дел и предложите близким вместе выбрать досуг.

5. Не практикуйте многозадачность

Придётся принять тот факт, что всё успеть невозможно. Многозадачность — это иллюзия, а в реальности мозг просто переключается с одной работы на другую. От этого растёт вероятность сделать ошибку. Вы можете не замечать этого, когда слушаете музыку во время прогулки или делаете уборку под звуки работающего телевизора. Но чем большей концентрации требуют задачи, тем сильнее может оказаться негативный эффект от попытки их совместить. Поэтому важно расставлять приоритеты — для учёбы и работы должно быть отведено своё время.

 

Фадина ЕСИМБЕКОВА

INFOTIMES

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *