Межпредметные связи социально-гуманитарных и технических дисциплин в ходе интегрированного занятия в колледже

Подготовка к овладению выбранной профессии обучающимися колледжа, в полной мере зависят от того, как поставлен учебный процесс в целом и будет эффективным в том случае, когда он заинтересовывает, вызывает собственную активную познавательную деятельность студенчества.

В настоящее время осуществление межпредметных связей – один из основных вопросов современной системы обучения, который планомерно внедряется в учебный процесс.

07.11.2023 г. в группе Г-21-3б проведен открытый урок «Достижения и прогресс мировой цивилизации: применение механических передач в жизни» в рамках предметов «Техническая механика» и «Культурология».

В начале урока был проведен разбор значений слов и терминов темы.

Будущим специалистам «Газового хозяйства» была предложена кейс-  презентация «Исторические факты»: «Технические достижения Древнего мира», «Научно-технические открытия Античности»,  «Технические новшества Средних веков», «Технический гений эпохи Возрождения», «Индустриализация Нового времени».

На занятии ребята познакомились с информацией о первом упоминании зубчатых передач в Древнем Египте, когда для орошения плодородных земель использовались оросительные устройства. В Античности, во II второй половине II века до н. э. уже использовались механизмы для расчёта движения небесных тел. Первые механические ременные передачи, появились в Китае, практическое применение нашли в Индии, в текстильном производстве. В X-XII вв. большое развитие получили водяные мельницы, несколько позже — ветряные. Тогда же в Европе появились механические часы, в которых использовалась зубчатая передача. С XIV века начали строить домны – плавильные печи до 3-4 м в высоту. Новое Время ознаменовалось научно-техническим прогрессом: первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769-1970 гг., а с двигателем внутреннего сгорания — Г. Даймлером, К. Бенцем (Германия) в 1885-1886 гг.; первый пароход «Клермонт» был построен в 1807 г. в США Р. Фултоном; первые паровозы созданы в Великобритании в 1814г. Дж. Стефенсоном; современный вид велосипеды начали приобретать  в  1880-х.

В ходе урока ребята перешли к выполнению практического задания: определение нужного механизма и его характеристика, используя интеллект-карту. Участники успешно выполнили предложенное задание, отметив применение механизмов в газовом хозяйстве.

В заключительной части занятия, участники приняли участие в викторине «Механизмы в изобразительном искусстве». Работы художников «Водяная мельница» Анри ван Аш. Голландия (1806), «Шлюз» Джон Констебль (1826) «Ветряная мельница на море» Айвазовский И.К. (1837)., «Колхозный той» Абылхан Кастеев, (1937) «Ретро автомобили и гонки» Алан Фарнлей, США, (1970) и др. стали иллюстрациями эпохи становления научно-технического прогресса мировой цивилизации.

В завершении, участники совместно вывели «Золотую формулу занятия», прошли контрольный тест-опрос в программе Quizizz.

Задача преподавателя так организовать процесс обучения в период ознакомления и изучения предмета, чтобы студенты не только усвоили отдельно взятые темы и весь аспект в целом, но и осмыслили и скорректировали свою позицию в технологических процессах, осознали связь изучаемого предмета с другими дисциплинами учебного плана.

Цель итогового интегрированного занятия достигнута, осуществлены межпредметной связи социально-гуманитарных и технических дисциплин, выполнены задачи:

Образовательные: направленные на понимание роли и места достижений человечества в прогрессе мировой цивилизации; соотношение достижений в механике с культурным развитием мировой цивилизации.

Развивающие: развитие умения определять роль применения технических средств для улучшения экономики и культуры страны: на формирование критического и логического мышления, умения  сравнивать, доказывать, делать выводы.

Воспитательные: учиться проявлять нравственные ценности, понимать культурные и исторические особенности цивилизации, уметь применять свои знания на практике.

Студенты поделились отзывами, Уалиханов Батырхан: «Мне очень понравился открытый урок, который закрепил материал сразу по двум предметам, особенно понравилось соперничество команд, всё прошло на одном дыхании, это интересный опыт, благодарен педагогам, желаю, чтобы работа приносила только удовольствие»; Агыбай Арнур: «на урок были приглашены гости, создана спокойная, деловая обстановка. Подача темы урока была осуществлена через диалог, в который была вовлечена практически вся группа. Было интересно самостоятельно создавать интеллект – карты и защищать проект. Следует отметить использование игрового  метода на этапе технической механики. Это позволило не ослабить активность группы к концу урока, получены всеми положительные эмоции»; Азаматов Азиз: «урок был познавателен как в области культурологии, так и технической механики, было приведено множество механизмов и их применение в разные периоды развития цивилизации».

В ходе занятия обеспечено максимальное использование учебного времени, научность и последовательность изложения материала. Вместе с тем, студенты осмысленно восприняли тему, знание основ механики и развития мировой культуры, сумели проанализировать и сделать выводы из фактов, доводов и наблюдений. Активное личное участие студентов, вовлечение в различные виды познавательной деятельности, приучают обучающих  творчески и самостоятельно мыслить.

В процессе обучения студентов техническим дисциплинам обеспечивается усвоение студентами необходимых знаний в конкретной сфере деятельности, дается понимание об основах технологического процесса, машинах, системах, необходимых для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией и дальнейшего роста производственной квалификации.

Грошева Евгения Юрьевна, преподаватель

«Технической механики» Высший колледж «AstanaPolytechnic»

 

Середа Вера Геннадьевна, преподаватель

«Культурологии» Высший колледж «AstanaPolytechnic»

 

INFOTIMES

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *