Это хороший знак, что на уровне центральной власти и в гражданском обществе поднимаются вопросы развития института отечественной медиации. Об этом свидетельствует республиканский проект, реализуемый ОЮЛ «Ассоциация «Международная академия переговоров» по государственному заказу Министерства культуры и информации на тему: «Развитие сферы медиации».
Участники конференции единодушно отмечали важность внедрения медиации во все сферы жизнедеятельности человеческого общества, как: образование, здравоохранение, трудовые споры, сфера бизнеса, семейные споры, уголовные дела. На сегодня институт медиации требует своего дальнейшего развития.
Это, в свою очередь, потребует совершенствования законодательства, куда надо «врезать» инструменты медиации по решению многих спорных вопросов и конфликтных ситуаций в обществе. Это позволит не только разгружать суды, а также учиться обществу культуре переговоров и умениям мирного урегулирования конфликтов, элементарного обсуждения важных для людей спорных моментов с привлечением профессиональных медиаторов.
Это было отмечено в выступлениях заместителя Председателя Комитета по делам гражданского общества Министерства культуры и информации Перизат Садуакас, которая сообщила о ходе и результатах работы Министерства по реализации государственной политики по медиации и необходимости его дальнейшего развития.
Также на конференции выступили депутаты Мажилиса Парламента РК Бакытжан Базарбек, Абзал Куспан, Аскар Садыков, руководитель рабочей группы Министерства по медиации, экс-депутат Сената Парламента РК Ляззат Сулеймен. Состоялась активная деловая дискуссия, где профессиональных медиаторов волновали вопросы повышения статуса, роль и расширение прав медиаторов, сферы применения их услуг, развитие культуры, профессиональной этики, умений и навыков медиаторов, повышение квалификации и др.
Многие страны готовят и используют опытных и профессиональных медиаторов для международных миротворческих процессов. Интересно рассмотреть в целом прогрессивный зарубежный опыт использования медиации в урегулировании многих социальных конфликтов в обществе.
Как правильно отметил депутат Мажилиса Парламента Бакытжан Базарбек: тот факт,что во вступившем в действие с 2021 года Административном процедурно – процессуальном кодексе лишь в одной из статей имеется упоминание о медиации, что говорит о недостаточном использовании этого механизма в обществе, так как именно медиация является одним из эффективных иструментов необходимых для снижения нагрузки на суды, в частности в обжаловании действий государственных органов через администартивные суды.
Это, на наш взгляд, говорит ещё о слабом пока привлечении медиаторов в разные сферы и нежелании системы развивать этот общественный институт и его потенциал в разрешении конфликтов, которые всегда сопровождают наши общественные отношения, трясут человеческие страсти и интересы, в том числе и международные.
Руководитель проекта и организатор конференции Калмухамбетов Сабыржан подчеркнул, «большие потенциальные возможности медиации, как альтернативного механизма решения спорных вопросов в обществе, что доля дел, завершаемых с использованием медиации, может составить в ближайшие уже 2 года 30% и даже более. Что позволило бы значительно разгрузить сегодня суды.» Но для этого надо решить ряд проблем:
Так, на сегодня в стране отсутствует единая централизованная база и единый реестр профессиональных и общественных медиаторов со всех регионов.
Нет какой-либо интернет платформы, мобильных приложений и информационно-идеологической работы для населения, которое имеет недостаточное представление об альтернативных досудебных способах решения конфликтов без доведения до судебных разбирательств.
Отмечается низкое качество обучения медиаторов, отсутствие единых стандартов и содержательных программ.
Нет системы повышения квалификации, определения уровня качества услуги медиаторов.
Отсутствуют также определённые требования и регламенты, стандарты в составлении медиативных соглашений, с чем я также столкнулась, войдя в сообщество столичных медиаторов.
На сегодня нет качественных учебно-методических и практических пособий и программ на государственном языке.
Отсутствует централизованная сертификация организаций подготовки медиаторов и утверждённых единых шаблонов документов для медиаторов с целью унификации процедуры медиации.
В медиативном сообществе наблюдается разнобой в программах, подходах в медиативной деятельности, ценовой политике за услуги и обучение, это подрывает уже репутацию сферы медиации и статус самих медиаторов.
Думается мне, что имеет смысл законодательно шире определить функции и компетенции медиатора и сферу его услуг.
Возможно также, есть смысл присуждать статусы или квалификации медиаторам, в рамках его профессиональной деятельности и по уровню его опыта, различных достижений в сфере медиации, проявления профессионализма. Настала, на мой взгляд, важность формирования определенных требований, правил, этики в сфере медиативной деятельности.
Подходит время консолидации, партнёрства и взаимодействия друг с другом высокопрофессионального экспертного сообщества в сфере медиации.
Участники конференции отметили важность разработки Концепции развития института медиации в стране, её перспектив использования.
Считаю, важным в Концепции связать дальнейшее развитие института медиации с особенностями культуры нашего народа, историей степной демократии, как институт бийства и старейшин, посредством которого регулировались и разрешались местные конфликты и споры. Не уповать лишь на один зарубежный опыт, но помнить и развивать свои национальные особенности, модернизируя их в рамках современных условий и трендов мира.
Надеюсь, что при разработке Концепции и развития законодательства будут привлечены наиболее опытные эксперты медиативного сообщества.
Кайкенова Жанна
педагог, юрист, профессиональный медиатор,
общественный деятель, член Комиссии по делам женщин и
семейно-демографической политике при акимате г.Астаны,
руководитель Общественного Фонда «Kazbrands»