«Будем надеяться, что в нашем вузе будут готовить журналистов как в США»

Есдаулетов Айтмуханбет Оразбаевич, кандидат филологических наук, доктор PhD, доцент кафедры печати и издательского дела ЕНУ имени Л.Н.Гумилева

Свой творческий путь Айтмуханбет Оразбаевич, будучи студентом пятого курса факультета журналистики Казахского государственного университета им. С.М. Кирова (ныне КазНУ им. аль–Фараби), начал в январе 1984 года корреспондентом районной газеты. С октября 1991 года работал старшим преподавателем, заместителем декана факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби. В нашем университете Айтмуханбет Оразбаевич, или как его с теплотой называют Айткен Оразбаевич, воспитывает будущих журналистов с сентября 2001 года по настоящее время.

        — Вы пришли в ЕНУ в 2001 году. Насколько изменился университет за это время?

Первое, увеличения количества студентов. По некоторым данным, в 2008 году в ЕНУ им. Л.Н.Гумилева обучались около восьми тысяч студентов, теперь через какие-то одиннадцать-двенадцать лет количество обучающихся в университете увеличилось до 20 000. По направлению подготовки журналистика также количество обучающихся увеличилось приблизительно с 190 до 500 и более.

За эти годы на факультете журналистики и политологии открыты кабинеты «Военная журналистика», газеты «Егемен Казахстан», ТРК «Казахстан», «Хабар», компьютерный класс. Ожидается открытие еще двух кабинетов газеты «Айкын».

— Почему Вы выбрали именно журналистику?

    — В детстве я мечтал стать военным летчиком, много художественной литературы читал по этой теме. Однако получилось так, что после армии поступил на подготовительное отделение журфака КазГУ им. С.М.Кирова. На пятом курсе начал работать в Илийской районной газете «Путь Ильича» в Алма-Атинской области. Редакция газеты находилась в районном центре в поселке Энергетический, что в пригороде Алматы, это дало возможность учиться и работать по специальности. После я был рад, что поступил именно на журналистику, а не выбрал другую специальность.

— Как Вы видите ЕНУ через 25 лет?

— Первое. По моим прогнозам, через 25 лет количества студентов должно увеличиться минимум вдвое и около 40 тысяч студентов должны учиться нашем университете.

Второе, будем надеяться, что в нашем вузе будут готовить журналистов как в США. Там университеты автономны и у каждого из них своя система организации учебного процесса. В школе журналистики им. Миррора Университета штата Вашингтон (г.Пулман) в аудитории студенты получают половину или треть необходимой информации. Однако при этом остается часть курсов (около 20 процентов), обязательных для получения той или иной специальности. Каждый студент школы журналистики строит свою программу обучения, имея собственный рабочий «учебный план». Студент имеет право посещать занятия не только на своем факультете (колледже, департаменте), но и на других. Молодой человек, например, обучающийся журналистике, может «брать классы» по юридическим дисциплинам, если будет специализироваться писать на правовую тему, по финансам, экономическим дисциплинам, если выбрал для освещения экономическое направление. Главная задача студента — набрать соответствующее количество кредитов, необходимое для получения степени бакалавра. Разрабатывая программу обучения на семестр, студент учитывает расписание профессоров, проводящих занятия в определенное время и в определенных аудиториях. Выбравшие тот или иной курс собираются на лекции или практические занятия к своему преподавателю. Поэтому отсутствуют академические группы и, соответственно, проблемы с расписанием — «окна» и накладки.

В-третьих, будем надеяться, что наш студент будет составлять собственный рабочий «учебный план» или как сейчас «образовательную программу». Он не будет знать, что такое академическая группа и учиться по составленному по группам и общего для всех одинакового расписания. Нам трудно понять такое, что «студент учитывает расписание профессоров», «отсутствуют академические группы и, соответственно, проблемы с расписанием». Но это факт. Пока наши средние школы не перешли полностью на двенадцатилетнее образование, в вузах по программе подготовки бакалавров будут сохраняться в основном обязательные Общеобразовательные дисциплины (ООД), которым отводится чуть ли не до 45 кредитов. В таких условиях нашему студенту мечтать о собственном рабочем «учебном плане» или как сейчас «образовательной программе» рановато. Они будут входить в академические группы, где составляются общие для всех расписания.

Еще в последнее время стали разрабатывать и утверждать образовательные программы по отраслевой журналистике. Кто такое новшество предложил, не знаю, но мне подобные шаги в журналистском образовании кажется, излишними. Если надо готовить отраслевых журналистов по направлениям, к примеру, правовая журналистика или пишущие по вопросам экономики, здравоохранения. Дайте им возможность вначале получить знания по базовым профильным обязательным журналистским дисциплинам, полностью отказавшись от дисциплин ООД. Только потом пусть студент выбирает элективные дисциплины по своему профильному направлению.

В-четвертых, можно, наверное, помечтать, что в нашем университете за эти 25 лет построят еще новое здание научной библиотеки, которая будет работать круглосуточно и студенты в читальном зале могут находиться без ограничения времени.

— Можете рассказать о самых запоминающихся моментах в жизни ЕНУ, интересных студентах?

В середине первого десятилетия двухтысячных годов министр образования объявил о повышении стоимости кредитного обучения. Эту новость негативно восприняли наши студенты, кто учился, взяв образовательные кредиты. Многие из них параллельно, после занятии, работали в разных редакциях от газет до ТВ и радио. Их критические материалы по повышению стоимости кредитного обучения каждый вечер показывали по теленовостям, а на следующее утро и на страницах периодических издании. Нам поступило указание, взять студентов под контроль. Мы их стали проверять, и они присутствовали на всех занятиях, но после они расходились по домам, получив указание не посещать разные пресс-конференции. Не знаю, когда успевали, но вечером в теленовостях снова появлялись критические сюжеты по поводу повышения стоимости кредитного образования. Одна из студентов, работала в газете «ИнфоЦесс», в конце своего критического материала написала: «Кто меня такую кредитную замуж возьмет».

Дело этим не закончилось, когда они закончили учебу в бакалавриате, получили дипломы, в наш университет не выделили гранты в магистратуру по специальности журналистика. Мне представляется что это было случайностью, а не преднамеренный шаг. Тогда пять наших выпускников поступили в магистратуру факультета журналистики МГУ и одна в РУДН. Осенью в один из дней получил задание сопровождать профессора Засурского, декана факультета журналистики МГУ, приехавшего на конференцию в Астану. Перед началом конференции встретил его в фойе и представился. Он тогда сказал, что его удивило знание наших выпускников, поступивших в их магистратуру МГУ. «Мне лучше было бы поехать в Ваш университет, познакомиться там на месте, как у Вас готовят будущих журналистов», — заявил он. Мы сразу приехали в главный корпус, Засурскому показали действующие теле и радиостудию. Потом направились на кафедру журналистики, которая в то время располагалось в УЛК. Когда зашли на кафедру за нами последовали несколько студентов, которые узнали Засурского, и мы экспромтом провели небольшую встречу с ним.

     — У печатных СМИ и телевидения есть будущее?

 — Да. На сегодня создается впечатление, что печатные СМИ закрылись и многие даже телевидение не смотрят. Потому что одни активны в социальных сетях, пересылая друг другу сообщения, поздравления и ролики, другие также присутствуют в социальных сетях, но в большей степени читают материалы онлайн версии периодических издании, смотрят программы ТВ или слушают радио. Поэтому многие предрекают, что печатные СМИ закроются или уже закрылись. По моим наблюдениям традиционные СМИ постепенно переходят в онлайн режим, создают конвергентные редакции. Эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян выделяет три основных сценария будущего для газет и журналов. Первый сценарий: значительная часть изданий просто закроется. Часть из них попробует перейти в Интернет, но нередко переход в Сеть является лишь первым шагом к закрытию. Второй сценарий: монетизация интернет-версий по модели печатного издания, внедрение paywall – платного доступа к материалам, размещённым в Интернете. Эта модель активно применяется в США и странах Западной Европы. Третий сценарий, который будет применяться в большинстве случаев, особенно среди изданий массового сегмента, заключается в переходе к массовому бесплатному распространению контента с целью увеличения охвата аудитории и роста тиражей. Ближайшие 15 лет газеты будут постепенно исчезать. Но «смерть» газет совсем не означает «смерти» газетных брендов. Устоявшиеся газетные бренды продолжат своё существование в том или ином качестве. Уже сегодня это видно на примерах «Комсомольской правды» и «Московского комсомольца», активно развивающих направления, отличные от производства печатного контента. У этих изданий есть конкурентное преимущество перед другими интернет-проектами – сложившаяся аудитория, лояльная к бренду.

В современном цифровом информационном пространстве продолжат своё существование те интернет-версий по модели печатного издания, которые будут оперативны в передачи новостей, резонансных событий. К сожалению, на сегодня журналисты традиционных СМИ не могут проявить оперативность, тогда как сам источник информации выступает в роли журналиста, либо непрофессионал выкладывает эту новость в социальные сети, которая потом становится резонансной.

Подобное мнение сложилось у меня по печатным СМИ, а по телевизионной и радиожурналистике ничего сказать не могу.

       — На Ваш взгляд, какая сфера журналистики будет популярной в ближайшие годы?

Журналистика охватывает все сферы жизни общества, и какая из них в будущем будет популярной, предсказать невозможно. Все зависит от знания интересов и потребностей аудитории. Это особым образом касается традиционных СМИ, так как их аудитория стремительно перемещается в Сеть. Поэтому традиционным СМИ приходится конкурировать за внимание с другими видами онлайнового контента. К примеру, Станислав Апетьян, главный эксперт центра мониторинга и анализа процессов в медиа Фонда развития гражданского общества считает, что основным драйвером изменений для сегмента печатных СМИ является прежде всего увеличивающийся рост проникновения широкополосного доступа в Интернет. Вторая важная тенденция – увеличение продолжительности и интенсивности пользования Сетью. Этот показатель также стремительно растёт и сейчас составляет в среднем около двух часов в сутки. Третий значимый фактор – рост количества мобильных устройств, прежде всего планшетов и смартфонов, которые используются для получения информации и во многом являются заменителями бумаги. Современный пользователь хочет читать и онлайн, и оффлайн, на разных устройствах. В действующую систему все существующие онлайн СМИ могут переносить свой контент даже с сохранением основных элементов вёрстки.

Как видим традиционные медиа теряют аудиторию, а вместо приходит другая сфера журналистики, которые не выходят на бумаге, а появляются в виде приложений для смартфонов и планшетов. Будут ли они популярны в ближайшие годы, это вопрос времени.

 Елемесов Фархат

INFOTIMES

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *