Последний год стал одним из самых сложных для нашей страны. Смена президента, переименования столицы и жестоко подавляемые митинги, где даже детей с матерями забирают силой в машинах «блюстителей законов». Данные события стали причиной зарождения различных движений гражданских активистов. Самое известное из них – «Oyan, Qazaqstan». Что об этом сказали бы наши предки?
При выборе названия движения активисты,скорее всего, вдохновились названием поэтического сборникаМыржакыпа Дулатова «Оян, қазақ!»,изданного в 1909 году, где писатель призывает казахов проснуться ото сна, избавиться от равнодушия к судьбе собственного народа.
Каждый из нас знает из уроков истории, кем были алашординцы, за что они боролись и чем занимались. Но задумывались ли вы о том, о чем они писали на самом деле?! О земельном вопросе, образование и культуре? Безусловно. Восхваляли казаха в своих трудах? Спорный вопрос.
В первом номере журнала «Ай-қап», вышедшего в 1911 году, есть статья Ахмета Байтурсынова «Қазақ өкпесі» («Обида казаха»). В ней автор обрушается с критикой на образ жизни казаха и осуждает его за то, что он всегда ищет виновных, не видя своих пороков, от чего и испытывает обиду ко всем. Ниже приведены строки с материала:
«Қамсыз жатқан қазақтың көңіліне соңғы кезде ғана кіре бастады. Басқа келгенін нәубәттінің қайдан келгенін, кімнен болғанын біле алмай, әркімнен көріп өкпелейді... Көп жұртта да ғылым, өнер кем, бәрі қарайлас тең заманда қазақ та қалт-құлт етіп өз алдына хан болып жүрді. Хандары да, халқы да ғылым, өнерді керек қылмаған. Бірімен бірі жауласып, басқа берекелі жұмыс ойланбаған. Өзге жұрттар ілгері басқанда қазақ кері басқан. Ханы надан, халқы надан жұрты мықты мемлекеттің жанында өз алдына хан болып тұруға көп күш керек екен; ол күш алтыбақан ауыз қазақта болмаған».
Перевод:
«Только недавно начал тревожиться беззаботный казах.Не зная почему и откуда его настигла такая судьба, он начинает обижаться на всех и каждого... . В «темные» времена для всех народов, когда и наука, и искусство были слабо развиты, казах высокомерно считал себя ханом. И ханы, и народы не принимали науку и искусство. В междоусобицах они не думали о плодотворной, полезной работе. В то время, когда другие народы ступали вперед, казах отступал назад. Нужно много сил, чтобы встать в один ряд с сильными государствами при невежественном хане и необразованном народе; такие силы у наивного казаха отсутствовали».
Байтурсынов подчеркивает нежелание казахов изучать науку и искусство, идти в ногу со временем, пребывая в спокойствии невежества и безразличия, игнорируя свои ошибки, но когда последствия настигнут их, они лишь испытают сожаление, но не будут видеть ошибку в себе.
Произошедшее в начале XX веке не идет ни в какое сравнение с тем, что происходит сейчас. Однако, эта тема до сих пор актуальна и заставляет посмотреть на ситуацию с другого ракурса. Как написал Ахмет Байтурсынов: «Өзімізге өкпелемесек, өзгеге өкпелер бет жоқ». («Мы не имеем права обижаться на кого-то, кроме себя»).
Гайни Дильдабек