Ежегодно около 120 иностранных студентов приезжают к нам в университет по программе академической мобильности. У каждого складывается свое мнение о нашем образовании, менталитете, учебе, сессии и даже еде. Мы побеседовали с Зайнулиной Эльвирой, студенткой из России, о её впечатлениях за полгода обучения.
— Эльвира, откуда ты к нам приехала и почему выбрала ЕНУ?
— Я приехала из России, из Кемеровского государственного университета. Почему выбрала ЕНУ? Честно, это был единственный вариант. Наша кафедра политологии в КемГу хорошо сотрудничает с кафедрой политологии здесь. В конце года мне предложили поехать. Я сразу же согласилась, потому что это родина моей мамы, и всегда мечтала побывать, пожить в Астане.
— Вопрос, ответ на который интересует многих, первое впечатление о корпусе ФСН? Многие местные студенты жалуются на его маленьких размер и ветхость.
— В моем университете есть места и похуже (смеется). Корпус мне понравился: добренько, уютненько. Старая советская школа. Возможно, чем меньше, тем уютнее. Все ребята друг с другом общаются, и это классно. Еще мне нравится то, что все корпусы достаточно близко расположены, находятся в одном кампусе. В КемГу, например, институт юриспруденции находится в 25 минутах езды от основного кампуса, а тут максимум 15 минут прошелся и уже на нужном месте. Это очень хорошо. Но я считаю, что главное образование, а не здание, в котором учишься.
— Вот и подошли к образованию, что ты о нем думаешь?
— Мне очень понравилась сама кафедра, то насколько они дружны. Учителям важно дать знания студентам. Они всегда беспокоятся и переживают за каждого из нас, не только за образование, им важно также наше эмоциональное состояние. Из-за этого хочется учиться, развиваться, читать дополнительную литературу. Честно, у себя в университете я никогда не читала первоисточники, а здесь их читают, разбирают. Только здесь у меня появилось желание реально разбираться в политике, понимать, что к чему, читать новости, а потом обсуждать их с ребятами. У меня самая классная группа.
— Неужели всё отлично? Нет ничего, что тебе не нравится?
— Наверное, мне не нравится физкультура. Преподаватель разговаривает только на казахском языке, хотя я учусь в русской группе. Это доставляет небольшие неудобства. Но в то же время, я понимаю, что это и моя проблема. Всё-таки приехала в Казахстан и должна немного понимать казахский язык в знак уважения.
— Что есть в России, но нет у нас?
— У вас много экзаменов и нет автоматов. Для меня это удивительно. В России в конце семестра получаешь зачет или сдаешь экзамен. Экзаменов максимум три, и то они растянуты на три недели. Здесь же 8-9 экзаменов и всё в сжатые сроки. Вот скоро я сдаю сессию, и даже не знаю, как её переживу (смеется). Ещё у вас есть комиссия – независимый экзаменатор, у нас такого нет. Свой преподаватель принимает экзамен, ставит оценку и на этом всё. Ещё на контрольных точках (рубежных неделях) нам ставят оценки по текущим баллам, а тут надо сдавать специальные зачеты, рефераты, презентации. В России с этим намного проще.
— Ты платила за семестр обучения в нашем университете?
— Нет. В КемГу я учусь на бюджете, следовательно, тут не платила за семестр и общежитие предоставили бесплатно. Это круто, намного меньше расходов. Единственное, что привлекло моё внимание – здесь продукты немного дороже.
— Что вызвало в твоей голове вопрос «Как так?»?
— Однозначно слэнг. Тут употребляют такие слова как «коры», «выкатили» и «туса». Сначала я не понимала что за «туса», потому что мы называем это «вписка». В первый раз, когда я сказала «вписка», местные ребята так удивились и попросили вместо него употреблять слово «туса», мол, так мягче звучит. Это забавно.
Второй момент – алкоголь с 21 года. Это немного странно. В России совершеннолетний человек, считается уже взрослым. То есть, по достижению 18 лет таких запретов нет. Хотя, с другой стороны, может это и правильно, меньше пьющих людей.
— Приедешь к нам, в ЕНУ, ещё раз?
— Да, очень хочу. Успела уже обговорить это с преподавателями в КемГу и здесь (смеется). Так что, ждите меня на третьем курсе.
Гайни Дильдабек