Поскольку значение университета для западной культуры трудно переоценить, очевидным образом и сам университет, и связанные с ним смыслы нашли множественное воплощение в массовом кинематографе. Даже в том случае, когда основная сюжетная коллизия не имеет прямого отношения к университету, фоновые истории могут ясно демонстрировать те или иные связанные с университетской жизнью представления и стереотипы. Поэтому при отборе я руководствовалась следующими критериями: фильм должен относиться к массовому кинематографу и воплощать широко распространенное представление об университете. Наконец, последовательность, в которой даны фильмы, отражает последовательность университетских лет.
Умница Уилл Хантинг
“Good Will Hunting”, реж. Гас Ван Сент, 1997
Выбранный фильм хорошо иллюстрирует один из наиболее распространенных стереотипов: поступление в университет воплощает надежды на успешную карьеру, в свою очередь, отсутствие университетского образования — знак принадлежности к рабочему классу. Этот стереотип, безусловно, имел под собой реальные основания: начиная с XIX века наличие университетского образования было необходимо для поступления на государственную службу во многих европейских странах. В свою очередь, само получение высшего образования было доступно немногим в силу экономических и социальных ограничений. Однако XX век стал веком массового образования, что отразилось как на доступности университетского образования для представителей нижних слоев общества, так и на карьерных траекториях выпускников: простое наличие высшего образования больше не означает успешной карьеры в будущем (можно вспомнить бесконечные анекдоты о выпускниках гуманитарных факультетов и кофе латте).
Фильм повествует о том, как уборщик в Массачусетском технологическом институте, преодолев психологические проблемы и давление собственной среды, благодаря феноменальным математическим способностям и помощи университетских профессоров кардинальным образом меняет свою жизнь и будущее. Эпизод в баре с героем Бена Аффлека стоит показывать на каждом посвящении первокурсников как лекарство от занудства и зазнайства, свойственного многим университетским новичкам.
Общество мертвых поэтов
“Dead Poets Society”, реж. Питер Уир, 1989
Фильм, который расскажет нам о «первом курсе». Несмотря на то, что действие в картине происходит в колледже, а не в университете, фильм отлично воплощает стереотипное представление об идеальном преподавателе — не столько выдающемся специалисте, сколько выдающейся личности.
В закрытый частный колледж приезжает неординарный преподаватель литературы, сумевший благодаря личной страсти к предмету приобщить стеснительных подростков к поэзии, попутно помогая им пройти сложный путь возмужания и сепарации от мира отцов. Благодаря этому фильму не одно поколение юношей впервые открыло сборники Уолта Уитмена.
Клуб бунтарей
“The Riot Club”, реж. Лоне Шерфиг, 2014
Одна из наиболее мифологизированных сторон университетского существования — это студенческая жизнь в общежитии. Фильмов, посвященных разгулу первых недель самостоятельности или отношениям между конкурирующими братствами, великое множество. Главное, не принимать их за чистую монету, особенно отечественную кинопродукцию: сериал «Общага» скорее описывает русскую общинную утопию, чем действительную жизнь большинства отечественных студентов. Выбранный фильм хорошо подойдет для первого знакомства с этой темой, ведь действие картины происходит в одном из старейших и красивейших университетов мира. Для желающих погрузиться в североамериканский контекст рекомендую классический фильм о противостоянии студенческих братств — «Зверинец» (1978).
Жизнь Дэвида Гейла
“The Life of David Gale”, реж. Алан Паркер, 2002
Другой крайне мифологизированный сюжет университетской жизни — отношения между преподавателем и учеником — имеет весьма почтенную историю, восходящую как минимум к диалогам Платона. Современность, однако, внесла в этот сюжет свои коррективы: теперь речь идет о преследовании и насилии, а не о платонической любви. Фильм повествует о трагических последствиях, к которым может привести культура подозрительности, свойственная современному университету.
5
Серьезный человек
“A Serious Man”, реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн, 2009
Напоследок обратимся к одной из наиболее болезненных тем университетской жизни — к теме академической коррупции. Фильм иллюстрирует, как разница в культурных образцах влияет на отношение к противоправному поступку: главный герой не соглашается повысить оценку студенту, который видит в этом не следование строгой академической этике, а личную неприязнь преподавателя. В соответствии со стереотипным представлением носителем коррупционного сознания является представитель восточной культуры — южный кореец, несмотря на то что история западных университетов изобилует случаями академического мошенничества.