СТРАТЕГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Маматжанова Айслу Муратовна, 

преподаватель специальных дисциплин

«Критическое мышление» — это ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Ознакомилась с педагогической технологией американских педагогов Дж. Стила и Ч. Темпла развитие критического мышления посредством чтения и письма, которые предлагают развивать в детях критическое мышление в три стадии: вызов – осмысление – рефлексия. На первой стадии вызов предполагается использовать имеющиеся знания для получения новой информации, чтобы студент сам определял собственные цели обучения, вторая стадия предполагает получение новой информации и корректировку студентом поставленных целей обучения, третья стадия предполагает размышление над рождением нового знания и постановки новых целей.

Серию последовательных занятий строила в соответствии с трёхфазовой структурой технологии развития критического мышления (вызов, осмысление, рефлексия). Какие методы и приёмы критического мышления помогли мне внедрять его в свои занятия? Модуль обучение критическому мышлению реализуется на занятиях посредством множества стратегий: нацеленных на графические способы организации материала, стратегий работы с текстом, приемы работы в группах.

В серии последовательных занятий я применила такие стратегии, как концептуальная карта и кластер.  Данные стратегии учат студентов добывать знания по теме самостоятельно, ведь только в этом случае знания будут глубокими и устойчивыми. Они также помогут развивать познавательные навыки студентов, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышление. Здесь же у меня возникает следующий вопрос: как научить студентов мыслить, размышлять, выполнять работу самостоятельно, научить умело и правильно пользоваться своими знаниями? Научить студентов размышлять, самостоятельно организовать работу на уроках мне помогли стратегии развития критического мышления. Использование этих стратегий убеждает нас в их эффективности, поскольку на уроках студенты чувствуют активнее и уверены, расширяют свой кругозор, развивают коммуникативные навыки.

Одной из этих стратегий является концептуальная таблица. Концептуальная таблица составляется для анализа, сопоставления, сравнения, нахождения различий в каком-либо учебном материале. Этот прием полезен, когда предполагается сравнение и сопоставление трех и более аспектов. Поэтому в серии последовательных занятий я использовала ее на втором уроке, так как на этом уроке изучалась сложная тема «Основные фонды гостиничного предприятия» и при прохождении этой темы у меня всегда возникали сложности с пониманием и запоминанием данного материала у студентов. На занятиях я специально дала студентам усложненное задание, исходя из теории Л. Выготского о зоне ближайшего развития. Я дала студентам задание и раздала карточки, где нужно было сопоставить, сравнить и найти отличия между производственными и непроизводственными фондами предприятия. Когда студенты выполняли это задание, я наблюдала за ними. Почему я предложила это задание студентам? Потому что хотела посмотреть, смогут ли студенты самостоятельно выполнить это задание, и я заметила, что слабоуспевающие дети не включились в работу, а только наблюдали за своими, более успешными одногруппниками. Я думаю, что сильные студенты, желая выполнить задание, правильно просто подавляли их. Мне просто пришлось вмешаться в этот процесс и объяснить, что задание должны выполнить все и всем нужно давать высказаться.  После выполнения задания, чтобы понять, как они поняли учебный материал, я задала студентам вопросы высокого порядка. Студенты не сразу ответили мне на мои вопросы, они затруднялись, я думаю, они просто боялись ответить неправильно.   Выслушав студентов, я поняла, что студенты поняли тему занятия. Я считаю, что они критически мыслили, так как они работали самостоятельно, отвечали на вопросы высокого порядка. Затем на основе данных, которые они получили, они составляли концептуальную карту. Почему я предложила студентам задание на составление концептуальной карты, потому что я хотела посмотреть, как составление концептуальной карты поможет развивать в студентах критическое мышление. Я наблюдала, что все студенты слаженно работали, они обсуждали и спорили. Они распределили обязанности, сразу выделились лидеры, сильный студент руководил процессом в одной группе. Они каждому дали возможность высказываться, и даже слабоуспевающие студенты увлеченно работали. Я считаю успехом, что эта стратегия помогла мне развивать в студентах критическое мышление, так как студенты работали самостоятельно, использовали свои фактические знания, выделяли главное, обсуждали, спорили, трудности с которыми я столкнулась во время задания, неумение работать в группе. После того как карта была составлена, я выдала им листы с теоретическим материалом. И студенты проверили правильно ли они заполнили таблицу, здесь же сделали исправления (стадия осмысления). И только после этого стали защищать ее (стадия рефлексии).

Как и другие качества ума, мышление можно и нужно развить. Развивать мышление – значит, развивать умение думать. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия. Вот тут-то и необходим наставник, учитель, который поймет, направит, поддержит. Думаю, что успешное преподавание и компетентный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону. Считаю, что систематическая работа даст мне возможность выбрать правильную стратегию преподавания и позволит мне совершенствоваться и сделать мои занятия продуктивными, интересными, познавательными, развивать в себе и в моих студентах лидерские качества, критически мыслить быть успешными гражданами своей страны.

Важную роль на моих занятиях, по моему мнению играет модуль «Обучение критическому мышлению». Что такое критическое мышление? Это умение в нестандартной ситуации наблюдать, анализировать, доказывать и делать вывод. Стратегии и приемы критического мышления очень тесно связаны с другими модулями и присутствуют на всех этапа занятия. Считаю, что в своей практике сделаю больший упор на овладение студентами навыков самостоятельного приобретения знаний. Буду использовать для этого элементы критического мышления, менять привычную структуру занятия. В ходе занятия буду меньше говорить и больше направлять студентов, продолжать самообразовательную деятельность не только по своему предмету, но и на классных часах. Наиболее часто проводимые задания по критическому мышлению: работа с текстом. Считаю, что для этого подходят такие стратегии как «Мозговой штурм», «ИНСЕРТ», «Верите ли вы, что?», «Корзина идей», «Жокей и лошадь» и т.д. Применяя стратегию «Синквейн», студенты повторяют, закрепляют знания, полученные в ходе занятия. Постановка проблемного вопроса также предполагает развитие критического мышления.

INFOTIMES

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *