Подготовка высококвалифицированных специалистов среднего звена – одна из тех задач, решение которых может обеспечить устойчивое экономическое развитие нашей страны.
С этой целью в Высшем колледже «ASTANA POLYTECHNIC» с 2013года ведется обучение студентов по дуальной системе. В рамках сотрудничества подписываются договора о дуальном обучении и регистрируются в НПП РК «Атамекене».
Со студентами дуальных групп заключаются трехсторонние договора (предприятие- студент -колледж), на подготовку кадров по квалификациям.
В договоре о дуальной системе обучения колледж и предприятия по взаимному согласию определяют конкретный перечень компонентов дуальной системы обучения.
— предоставление рабочих мест для профессионального обучения
— оказание всесторонней практической помощи колледжу в создании необходимых условий для формирования востребованных компетенций будущего специалиста;
— ознакомление обучающихся с формами организации и стимулирования труда в рыночных экономических условиях, с новой техникой и технологией производства, с передовыми методами труда;
— своевременное обеспечение обучающихся технической документацией, материалами, деталями, конструкциями, инструментами, приспособлениями, оборудованием и прочим.;
— оказание помощи преподавателям в разработке конкретных практико-ориентированных заданий для обучающихся с учетом плана развития предприятия и повышения производительности труда;
— создание здоровых и безопасных условий труда для практикантов в соответствии с правилами и нормами по охране труда и требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовке квалифицированных кадров;
— осуществление контроля за качеством выполняемых работ обучающимися, проведение с ними вводного инструктажа в порядке, установленном нормативными документами;
— участие представителя обучающего предприятия / организации – партнера в итоговой аттестации обучающихся или при защите Дипломных работ
— организация на обучающих предприятиях стажировок для преподавателей колледжа и мастеров производственного обучения;
— привлечение кадров предприятий для чтения лекций или проведения круглых столов по специальным дисциплинам в колледже;
— привлечение представителей обучающего предприятия/ организации – партнера к пересмотру тем для дипломных проектов студентов с учетом запросов практики;
— привлечение специалистов с предприятия для оценивания итоговой аттестации проводимого в виде демонстрационного экзамена.
Преимущества дуального обучения для предприятия на примере АО «Казахтелеком»
ГКП на ПХВ «Высший колледж «ASTANA POLYTECHNIC» г. Астаны совместно с работодателями ведут подготовку специалистов по специальностям: 07140900 Радиотехника, электроника и телекоммуникации, 1307000 Экплуатация линейных сооружений электросвязи и проводного вещания.
Инженерно-педагогический коллектив изучил Квалификационные требования к работникам Областных Дирекций телекоммуникаций и Городских Центров телекоммуникаций — филиалов АО «Казахтелеком».
Исходя из квалификационных требований, с целью максимального приближения к реальным условиям труда, педагогическим коллективом колледжа внесены определенные изменения в программы теоретического и практического обучения студентов.
Специалисты для системы телекоммуникаций сегодня востребованы как АО «Казахтелеком», «Бителеком» так и частными предприятиями системы телекоммуникаций ПКФ «Азия Век» ТОО «СКС Телеком».
АО «Казахтелеком», как основной социальный партнер ГКП на ПХВ «Высший колледж «ASTANA POLYTECHNIC» проводит большую работу по повышению конкурентоспособности и востребованности на рынке труда выпускников колледжа.
Преподаватели и мастера производственного обучения колледжа получили возможность проходить стажировку на базе АО «Казахтелеком», по применению новых технологий на производстве и приобретению навыков по применению новых инструментов и оборудования.
Специалисты АО «Казахтелеком» с учетом квалификационных требований, совместно с учебным заведением, проводят «Мастер-классы», как для преподавателей, так и для студентов по новым технологиям и применению новых типов инструментов и оборудования.
Благодаря нашему сотрудничеству предприятие знает, кто будет работать в дальнейшем у них и на каком оборудовании работать, руководитель предприятия будет уверен в том, что в коллектив вольется новый квалифицированный сотрудник.
Для предприятия — это хорошая возможность подготовить кадры, экономия на расходах по поиску и подбору сотрудников, повышения их квалификации и адаптации к режиму предприятия.
Преимущество дуального обучения состоит в том, что при прохождении практического обучения у предприятия есть возможность отобрать студентов для дальнейшего трудоустройства; уменьшение затрат на обучение; дополнительный доход целевая подготовка адаптированного специалиста; решение кадровой проблемы, возможность подготовить кадры точно «под заказ»
Так же предприятие предоставляет возможность для стажировки мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, которые имеют хорошие теоретические знания, но должны владеть современными технологиями, что в целом повысит качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности выпускников колледжа.
Для повышения качества обучения, ведущие специалисты предприятий наставники тесно работают с колледжами – проводят мастер классы в колледже, экскурсии по предприятию, являются экспертными членами аттестационной комиссии при защите дипломных работ выпускников; по завершению профессиональных практик руководители практик от производства наставники принимают участие в конференциях, круглых столах по итогам профессиональных практик.
Для оценки качества подготовки обучающихся и присвоения квалификации в группах с дуальным обучение м проводится демонстрационный или квалификационный экзамен. Специалисты предприятия участвуют в качестве членов аттестационной комиссии при оценивании практических навыков на экзамене. Хочется отметить еще одну положительную сторону дуального обучения время прохождение практики зачитывается в трудовой стаж и повышается процент трудоустройства выпускников после окончания колледжа.
Дуальное форма обучения позволяет значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки.
https://kasipkor.kz/?p=3672&lang=ru «Дуальное обучение»
https://kasipkor.kz/?p=11926&lang=ru «Повышение квалификации педагогов по дуальному обучению»
https://kasipkor.kz/?p=10211&lang=ru «Дуальное обучение: необходимо масштабирование»
Ракишева Ирина Маратовна
Высший колледж Astana Polytechnik