Продвижение чтения средствами визуальной культуры учебной библиотеки колледжа в современной цифровой среде

Исмагулова Мария Шагмановна,  Шабанова Александра Степановна,

сотрудники библиотеки;

Ашаманова Сауия Асылхановна, Утепова Сауле Сакеновна,

преподаватели дисциплины «Русский язык и литература»

«Высшего колледжа «Astana Polytechnic»

 

В условиях общемировой тенденции снижения чтения:

Цель библиотеки «Высшего колледжа «Astana Polytechnic» — применение инноваций в продвижении книги, чтения и библиотеки в образовательной среде колледжа на основе сотрудничества педагога и библиотекаря.

Задачи:

♦ Пробудить у молодежи интерес к книге;

♦ Сформировать информационную культуру у подрастающего поколения.

Обоснование актуальности:

♦ Широкое применение объектов и коммуникаций визуальной культуры в продвижении чтения как компонента воспитания;

♦ Включение библиотеки колледжа в социально-культурное пространство столицы.

Практическая значимость

♦ создаются условия для продуктивного сотрудничества библиотекаря и педагога;

♦ обеспечивается развитие личности через формирование коммуникативных умений;

♦ формируются духовно-нравственные ценности на основе продвижения книги, чтения,  библиотеки.

С 2021 года сотрудники библиотеки колледжа разработали социально-культурный проект «Читающий колледж», направленный на решение главной проблемы современного кризиса чтения – слабой читательской среды с учетом 5 основных трендов в образовании:

  1. Ответственность обучающихся за собственный учебный процесс;
  2. Профессионализм, менторство и коучинг со стороны преподавателей;
  3. Ценность специализированных знаний и навыков;
  4. Непрерывное обучение в течение всей жизни;
  5. Технологии

В Высшем колледже «Astana Polytechnic» в рамках концепции Республиканского плана Республиканской научно-педагогической библиотеки Министерства Просвещения Республики Казахстан «Читающий Колледж — Успешный колледж» на 2021-2025гг. реализованы массовые мероприятия по продвижению чтения в современных форматах: печа-куча, квилт, квест, интеллектуальный мозгобаттл, центон.

28 марта 2024г в «Students Hub»  сотрудниками библиотеки совместно с преподавателями Ашамановой С.А., Утеповой С.С.  провели обсуждение  произведения В.А. Солоухина «Мститель» с обучающимися 1 курса, гр. Ди-23-7гб. из цикла «Кітапты бірге оқимыз. Читаем книги вместе».

Группа государственного языка обучения разделилась на команды: «Интеллект» и  «Легенда». Слоганы команд «Один — за всех и все — за одного!» и «Сегодня — читатель, а завтра – лидер!» мотивировали участников на командную работу.

Данное произведение относится к малому прозаическому жанру – рассказу, для которого характерно повествование о каком-то одном событии из жизни героя.

Неслучайно выбран для обсуждения данный рассказ В. Солоухина, который заставляет задуматься над многими жизненными вопросами. Можно  восхищаться мастерством писателя, которому удалось всего на двух небольших страницах сказать нам, читателям, так много.

Педагогами дисциплины «Русский язык и литература» Ашамановой С.А. и Утеповой С.С. было дано опережающее домашнее задание: каждому обучающемуся рассказать об авторе по 1 предложению. Затем состоялось громкое чтение рассказа «Мститель». Участники читали по абзацу, каждый продемонстрировал технику чтения, артистизм, дикцию.

С вопросами тестирования на знание текста ребята справились с легкостью и увлеченно приняли участие в обсуждении литературного произведения и его персонажей.

Участки обсуждения четко проследили основные композиционные элементы: ЭКСПОЗИЦИЯ (описание ситуации, в которой развивалось дальнейшее действие); ЗАВЯЗКА (удар в спину и зарождение мысли о мести); КУЛЬМИНАЦИЯ (поход героев рассказа в лес); РАЗВЯЗКА (отказ главного героя от мести). В ходе обсуждения ребята отметили, что построение произведения интересно ещё и тем, что повествование в тексте умело сочетается автором с описанием и рассуждением. Внутренние монологи героя заставляют сопереживать и задумываться над тем, а как бы ты поступил на месте героя.

Рефлексию «Каким качествам учит произведение Владимира Солоухина «Мститель»?» организаторы провели в технике «квилт» (лоскутное одеяло). Свое мнение ребята отразили на стикерах и с учетом дизайнерских навыков оформили информационный стенд.

Мнения участников никого не оставили равнодушными: «Главный герой  планировал месть, но в конце сумел простить и ему стало легче от этого», «Было интересно читать и здесь же обсуждать», «Мне понравилось  то, что главному герою стало легче от того, что он простил!», «Остаться друзьями – главное!», «Чтобы обида прошла – достаточно хорошо провести время с человеком!», «Поступок главного героя достоин уважения», «Понять  человека и простить! – этому многим нужно учиться», «Поступок главного героя вдохновляет делать добро и быть милосердным» …

Отметим, что использование активных форм работы задействовали всех участников, каждый получил талоны активности, а обладателями лидерских медалей стали:

1 место – Cүлейменова Анель

2 место – Ашкеев Мирас

3 место – Ибраев Темірбек

Мероприятие достигло своих целей, проходило в форме урока размышления. Обучающиеся были активны и в обсуждении литературного героя, показав знание  текста, отвечая на тестовые вопросы.

Хочется отметить, что обсуждая произведение, обучающиеся научились понимать и решать поставленные в рассказе проблемы; определяли характер главных героев, совершенствовали навыки анализа художественного произведения, формируя виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа).

Участники обсуждения, оценивая поступки главного героя, пришли к выводу о сознательном отказе от мести, о необходимости в современном мире гуманного отношения друг к другу.

P.S. Материалы урока размещены на канале You Tube StudentsHub_AstanaPolytechnic канал продвижения просвещения, чтения, книги. Проект «Оқуға құштар колледж», открыт с 14 февраля. 2022 г.

@studentshub_astanapolytech5054 (901 подписчик; 126 видео; 105,3 тыс. просмотров)

INFOTIMES

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *