Применение элементов гуманной педагогики на уроках спец дисциплин, как фактор повышения уровня обучаемости обучающихся

Сембина М.Т.

преподаватель спец дисциплин

ГКП на ПХВ

Высший колледж «Astana Polytechnic»

В 21 веке людям не хватает доброты и понимания, особенно детям. Родители часто уходят в работу с головой, контролируя жизнь ребенка по телефону. Они так искренне переживают каждую плохую оценку ребенка, так бурно на нее реагируют, что порой не замечают проблемы морального и душевного плана, которые одолевают их детей. Педагоги тоже, к сожалению, в борьбе с прочими проблемами (оценки, отчеты, куча всевозможных нужных и ненужных мероприятий, оформление документации в немыслимом количестве) также часто оказываются в положении людей, которые буквально вынуждены смотреть не на ребенка, а на необходимость выглядеть «успешными» в глазах начальства и окружающих. В конечном счете, дети оказываются один на один со своими проблемами.

Гуманизм — это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни. Рассматривая ребенка и весь процесс воспитания и обучения через призму гуманизма. Особенно важно то, что преподаватель не зацикливается на отрицательных качествах характера обучающегося, а плавно и ненавязчиво пытается выделить и найти сильные качества характера обучающихся.

Известным педагогом-гуманистом нашего столетия является Амонашвили Ш.А. он ставит ребенка со всеми его радостями и болью в центр учительского внимания и в центр внимания всего педагогического процесса. Любовь к ребенку, причем, последовательная, огромная, заставляет автора этой теории войти в жизнь каждого ребенка, помочь каждому. При этом никто не говорит ему: «Какое вы имеете право вмешиваться в наши (мои) дела?». И дети и их родители понимают, что причиной всех поступков Ш.А. Амонашвили является желание помочь всем и каждому не только хорошо и успешно освоить науки, но и вырасти сильными и добрыми, разумными людьми. Любовь учителя и родителей дает ребенку чувство защищенности и уверенности.

Основываясь на труды и методику Шалвы Александровича можно с уверенностью отметить, что дети в любом возрасте нуждаются в любви и понимании, а также уважении. Эти чувства дают подрастающему поколению обрести крылья, поверить в себя, и преодолевать любые трудности, достигать любых целей обучения.

Таким образом, гуманизация педагогического процесса является одним из факторов развития образования. Осуществление образовательного процесса в таком контексте — это раскрытие потенциала личности, приобщение обучаемых к духовным ценностям культуры, самореализация гуманных качеств, самовоспитание, саморазвитие личности.

В связи с модернизацией образования в процессе развития личности обучающихся в современных условиях особую роль играет сотрудничество преподавателей и обучающихся, которое может быть рассмотрено как особая форма гуманизации и демократизации их отношений, организации учебно-воспитательного процесса, предполагающая активность и взаимодействие обеих сторон. Сотрудничество всегда связано с позицией преподавателя по отношению к обучающемуся, которая чаще всего обозначается как партнерство, педагогический контакт в целостном педагогическом процессе. В связи с этим сотрудничество предполагает усиление взаимодействия в образовательном процессе, основанное на доверии, взаимопомощи и сопровождении, поддержке отношений между преподавателями и обучающимися.

Актуализация проблемы сотрудничества не случайна. Она обусловлена социально-культурными процессами, происходящими в обществе (глобализация образования, гуманизация и демократизация отношений, усиление роли человеческого фактора, повышение качества образования и воспитания обучающихся на основе инновационных процессов).

«Гуманная педагогика, утверждает Ш.А. Амонашвили, прежде всего, должна способствовать реализации природы каждого человека, которая у обучающихся проявляется, во-первых, в стремлении к развитию, во- вторых, в страсти к свободе, в-третьих, в потребности взросления. Именно в этом он видит ее высший смысл, ее главное предназначение. Перед педагогом стоит задача не игнорировать актуальные состояния учащегося, а, наоборот, максимально полно согласовывать педагогическую организацию его развития с собственными намерениями.  Гуманная педагогика ориентирует педагога на то, чтобы сделать учащегося своим единомышленником, добровольным и заинтересованным сотрудником, соратником, превратить в равноправного участника, соавтора собственного образования. Сами взаимоотношения между участниками педагогического процесса должны строиться на началах любви, уважения, понимания, иметь выраженный гуманный характер. То есть, гуманизация образования проявляются в создании отношений доверия между педагогом и учащимися».

Гуманизация современной образовательной среды требует изменения подхода к личности человека как субъекту деятельности, его обучению, воспитанию, развитию.

В центре внимания гуманной педагогики стоит уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью такого качества провозглашается гуманной педагогикой целью воспитания в отличие от формализированной передачи обучающемуся знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Педагогический контакт как система социально-психологического взаимодействия преподавателя со всеми участниками учебно-воспитательного процесса имеет важное значение, так как это понятие включает в себя обмен информацией, оказание воспитательного и обучающего воздействия.

В построении гуманного обучения важную роль играют   личностные установки преподавателя. В качестве основных из них американским ученым-педагогом К. Роджерсом выделяются следующие: открытость преподавателя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с обучающимися; выражение внутренней уверенности в возможностях и способностях каждого обучающегося (педагогический оптимизм); видение  поведения обучающегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого обучающегося; это – так называемое «эмпатическое понимание», которое во время общения с обучающимися позволяет, говоря словами К. Роджерса, «постоять в чужих туфлях», посмотреть на все вокруг и на себя в том числе глазами обучающихся.

Таким образом, в ситуациях, при которых преподаватель понимает и принимает внутренний мир своих воспитанников, естественно ведет себя в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к обучающимся, он создает все необходимые условия для гуманистического образования. Особенность гуманной педагогики заключается в том, что она, стремясь создать максимально благоприятные условия для развития и реализации (самореализации) каждого человека, уча его учиться, действовать и общаться, уделяет особое внимание проблеме гармонизации интересов отдельного человека и группы (общества, сообщества).

В основе любого современного общества лежат партнерские взаимоотношения, сотрудничество, гуманное взаимодействие. Для того чтобы взаимодействие способствовало формированию гуманистической культуры участников образовательного процесса, необходимо обеспечить в образовательных учреждениях в совместной деятельности взаимопознание, взаимодействие, взаимопонимание, взаимовлияние.

Наиболее эффективным для воспитания гуманистической культуры является партнерский тип взаимодействия, который характеризуется опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительным взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

На мой взгляд, главным педагогическим средством является коллективная творческая деятельность участников образовательного процесса. Эффективность воспитания культуры повышается, если: сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл; осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей; создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности; позиция, стиль поведения преподавателя способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

Рассматривая внедрение концептуальных гуманистических идей педагогики сотрудничества относительно воспитания демократической культуры обучающихся в ТиПО, мною была выявлена проблема, заключающаяся в определении содержания и поиске разумных способов её внедрения. В моем опыте концептуальные идеи педагогики сотрудничества используются как в обучении, так и воспитании будущих специалистов ТиПО, в частности, при гуманизации образовательного процесса, во взаимодействии, в общении и в совместной творческой деятельности преподавателей и студентов.

Я убедилась, что целевые установки педагогики сотрудничества: «учить всех и учить хорошо», «воспитывать всех и воспитывать хорошо», «развивать всех и развивать хорошо» в опыте современных преподавателей приобретают интегративный характер и позволяют эффективно, экономно и качественно использовать педагогический инструментарий и инновационные технологии в достижении поставленных целей.

Таким образом, проблема гуманизации педагогического процесса на основе концептуальных идей гуманной педагогики рассматривается мной как актуальная, требующая всестороннего анализа и дальнейшей разработки необходимого комплекса педагогических условий для успешного формирования гуманистической, демократической культуры молодёжи, необходимой в жизни и будущей профессиональной деятельности.

Список  литературы:

  1. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.09.2022 г.)
  2. Амонашвили Ш.А. «Как любить детей», Москва 2010г
  3. Амонашвили Ш.А. «Основы гуманной педагогики. Книга 1. Улыбка моя, где ты?» 2012
  4. Амонашвили Ш.А. «Основы гуманной педагогики. В 20 книгах. Книга 6. Педагогическая симфония. Часть 2. Как живете, Дети?»
    2013

Андреев В.И. Концепция, законы и идеология гарантированного качества образования на основе творческого саморазвития человека (акмеоквалитология образования)  2013.

INFOTIMES

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *