Подготовка кадров с профессиональными компетенциями по востребованным навыкам

Аннотация: Статья посвящена обобщению опыта учебно-лабораторного комплекса «Высший колледж «Astana Polytechnic», вопросам проведение синхронизации учебного процесса с лидирующими технологиями. Автор статьи делает вывод о потенциале данного опыта для усовершенствования системы образования в Казахстане и выражает уверенность о ценности для подготовки будущих профессионалов.
Ключевые слова: ресурсные и учебные центры, учебно-лабораторный комплекс, опережающие технологии, практикоориентированность образования, дуальное обучение, востребованные навыки, компетенции, демонстрационный экзамен по стандартам WS, чемпионаты профессионального мастерства WS, трудоустройство.

В связи с развитием технологий в мире прогрессивно меняются требования к подготовке кадров. Стратегия колледжа — создать все условия для получения качественных знаний, обучать востребованным специальностям и обеспечить гарантии трудоустройства.
В настоящее время основу качественного обучения в колледже составляет обновленный учебно-лабораторный комплекс колледжа, а так же креативный, не пугающийся изменений и новшеств коллектив. Это связано, прежде всего, с тем, что сегодня знания устаревают достаточно быстро, поэтому глобальным трендом колледжа – является подготовка кадров по востребованным навыкам и профессиональным компетенциям. Это обусловлено трансформацией рынка труда и появлением новых мировых трендов подготовки качественных кадров для отраслей экономики, в том числе цифровизации.
Хотелось поделиться, как мы достигаем этих результатов:
В настоящее время система ТиПО отказалась от жестких регламентированных типовых программ, привязанных к срокам обучения от 1-го до 4-х лет. Колледжи получили академическую самостоятельность, совместно с работодателями разрабатывая образовательные программы на основе профстандартов, определяя их содержание и сроки обучения.
И сегодня у колледжа есть эффективный инструмент, позволяющий вести качественную подготовку специалистов с учетом новых вызовов времени, а именно изменять содержание учебных программ, а это очень хороший показатель, чтобы внедрить новое и актуальное в процесс образования специалистов. В нашем колледже такая практика наблюдается на всех специальностях, что приносит хорошие результаты обучения.
Прежде всего, это обновление содержания рабочих программ, обучение преподавателей новым технологиям, привлечение мировых брендов для создания современных лабораторий, ресурсных и учебных центров при колледже, проведение синхронизации учебного процесса с лидирующими технологиями и укрепление материально-технической базы.


По итогам текущей и итоговой аттестации сами производители проводят аттестацию и сертификацию, и, помимо диплома, выпускник получает сертификаты, признанные отраслью, подтверждающие, что он умеет работать на современном оборудовании и с современными материалами. Так, после завершения обучения студенты в качестве итоговой аттестации сдают демонстрационный экзамен по стандартам WS, после успешной сдачи формируется пул выпускников имеющих те или иные навыки и компетенции с присвоением «Skills паспорта», а это в свою очередь является хорошей базой для работодателей в поиске квалифицированных специалистов.
Наши педагоги постоянно внедряют инновации в учебный процесс. В рамках учебных практик техникам-программистам внедряется курс «Программирование микроконтроллеров на базе «Arduino»», разрабатывают веб-приложения с использованием фреймворка Yii2, используют системы контроля версий Git, кейс технологии, тренинговые формы обучения, ИКТ технологии, интеллект-карты, систему интерактивного тестирования Kahoot, интерактивного обучения LearningApps, внедряют элементы CLIL-технологии на занятиях спецдисциплин. В процессе обучения используется образовательная платформа «GoogleClassRoom», которая дает возможность обучающимся получить информацию и выполнить задание, а преподавателю проверить и проконтролировать, внедряют технологии фирмы Microsoft MS Visualstudio (программирование на С#), программирование на Java, облачные технологии, Amazon, MicrosoftAzure, проводят сертификацию Cisco. Выпускники выполняют реальные дипломные проекты информационных систем на платформе «BMC IO FRAMEWORK» и ArtaSoft, по концепции Smart-технологий, где происходит тесная интеграцию с производством.
Уровень подготовки техников-строителей зависит от освоения новых и востребованных систем автоматизированного проектирования и моделирования КОМПАС 3D, ArchiCAD, AutoCAD, CorelDraw, 3D-MAX; Мономах. Стоит отметить, что с 2018 года в учебный процесс уже внедряются BIM технологии, (информационное моделирование зданий и сооружений) в рамках которого изучаются программы AutoDeskRevit, RengaArchitecture. В сфере строительства и информации 3D моделирование реализуется BuildingInformationModel – технологической платформы информационного моделирования зданий – BIM. Ведется подготовка новых специалистов – BIM-проектировщиков, меняются привычные технологии проектирования по навыкам владения SMART и BIM технологиям, расширяется сотрудничество с действующими партнерами по проектам «SmartAstana», «Умный дом».


Строители, на учебных практиках обучаются навыкам и компетенциям на отделочных стройматериалах ведущих производителей (Кнауф), осваивают технологии сухого строительства, обучаются работать с гибкой черепицей и изоляционными материалами (ТехноНиколь) и умной сантехникой (Grohe). Итоговая аттестация проводится и традиционно, и в виде реального дипломного проектирования по реконструкции помещений производства, учебных аудиторий и общежития. Реконструировано более 60 помещений, а в рамках учебной практики создаются реальные дизайн-проекты и действующие макеты (communitycenter, studenthub, электрокар, система оповещения и сигнализации и тд).
Сегодня мы ведем подготовку специалистов по обслуживанию экологичного и энергосберегающего оборудования — электромобилей, а также специалистов по монтажу и обслуживанию газового оборудования. Весь процесс подготовки проходит на практике в лабораториях от ведущих производителей стройматериалов, электро- и газотехники. Открыты современные лаборатории EXTLAB по электронике и электромобилю и учебный центр BoschThermotechnik, которые позволяют колледжу готовить специалистов «профессий будущего».
На практических занятиях применяют современное диагностическое оборудование электронной системы управления автомобилей (электромобиль, CarmanScan, AutoBoos, B-touch), обучающую систему COM3LAB. Стоит отметить, что учебные практики по данной специальности проводятся на современном, профессиональном оборудовании BOSСH, Sivik, CarmanScan и др. К примеру, механики, те, что будут работать на СТО, обучаются мастерству на оборудовании приближенным к производственному, развал-схождения, шино-монтаж, балансировка, замена масел, с инструментом «Bosch», на двигателях «Мерседес», «Ауди», гибридных двигателях. За время подготовки обучающиеся осваивают рабочие квалификации (мастера и электрика по ремонту) и квалификацию специалиста среднего звена «техник-механик», совместно с партнерами АО «Автобусный парк №1», ТОО «HyundaiРremiumАstana», ТОО «AllurAuto», ТОО «Сеть автосервисов AutoLand», «АТБ сервис Транс» и т.д.
В современной лаборатории по телекоммуникации и связи, приближенной к реалиям производства, будущие электромонтажники-наладчики и техники- телекоммуникационных сетей получают знания, умения и навыки по всему технологическому циклу монтажа линии связи от АТС до Абонента.
Активно проводится работа с социальными партнерами по развитию центра IT компетенций, регионального центра по мехатронике, (Festo), по автоматизированым производственным процессам, ресурсных и учебных центров — «КНАУФ», «ТехноНИКОЛЬ», «BoschThermotechnik», «ALINA» и «GROHE».


Учебно-методические классы оснащены высокотехнологичным «умным» оборудованием и новейшими коллекциями бренда. В этих центрах предоставляется возможность получения дополнительного образования всем желающим, а при успешном завершении программы слушатели получают сертификаты международного образца. Вышеназванные лаборатории и учебные центры уже стали тренировочной площадкой по подготовке профессиональных 21 компетенции участников WSK, с учетом требований международных стандартов WSK, а также по проведению курсов повышения квалификации для преподавателей, мастеров производственного обучения в области инновационных технологий.
Колледж проводит переосмысление методик преподавания, ведь вчерашний студент уже не тот, у него есть свое видение и у него есть нестандартный подход к решению поставленных задач.
И как результат всей проводимой стратегии колледжа, призовые места на городских и национальных чемпионатах WSK, которые проводились при поддержке соцпартнеров колледжа компаний Кнауф, Grohe, BoschThermotechnik , Rehau, Festo и 1С-Казахстан:
— Городской чемпионат профессионального мастерства WSK Nur-Sultan2022 — 12-золото, 4-серебра, 4–бронзы и -1медальон;
— Евразийский Чемпионат Worldskills Russia2022г-бронза по компетенции «Предпринимательство»;
— VIIРеспубликанский чемпионат профессионального мастерства «WorldskillsKazakhstan 2022»- 3 золотые медали и 2 медальона;
— Городской конкурс профмастерства WSK Astana2023г — 21-золото, 9- серебро и 4- бронза.
— Финал Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» по компетенции «Программные решения для бизнеса», г. Санкт-Петербурге, при поддержке партнеров колледжа, Учебного Центра Компании 1С-Казахстан – серебро.
VIII Республиканский чемпионат профессионального мастерства «Worldskills Kazakhstan 2023» — 1- золото, 1 серебро, 1 бронза и 3 медальона.
Тесная взаимосвязь колледжа с предприятиями – один из эффективных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников колледжа на рынке труда. Для решения вопросов практического обучения активизирована работа по внедрению дуального обучения, ведется подготовка кадров по заявкам предприятий, по целевому заказу, проводятся стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения и, самое главное, решаются вопросы трудоустройства выпускников. Как результат проводимой работы — конкурентоспособность выпускников и востребованность их на рынке труда. Около 30% выпускников колледжа получают рабочие места на производственных практиках уже на 3 курсе, поэтому доля трудоустроенных выпускников с учетом занятости составляет 98%.
Подводя итоги, отмечу, что казахстанское образование сегодня отличается стремлением вобрать лучшие черты мирового образования, а также практикоориентированность образования. В тоже время личность обучающегося должна стать ориентиром для формирования конечных целей образования.
Таким образом, навыки и компетенции в подготовке специалистов постоянно меняются в зависимости от условий рынка и выпускники «Высшего колледжа «Astana Polytechnic» готовы к быстро меняющему рынку.

Использованная литература:

1. Выступление Президента Республики Казахстан К. Токаева на пленарной сессии Международного форума Астана (08.06.2023) [Электронный ресурс] — режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/vystuplenie-prezidenta-respubliki-kazahstan-ktokaeva-na-plenarnoy-sessii-mezhdunarodnogo-foruma-astana-851830 (Дата обращения: 24.01.2024)

2. Атлас новых профессий: каталог профессий. — [электронный ресурс] – режим доступа: https://atlas100.ru/catalog/ (Дата обращения: 24.01.24)

3. Шваб, Клаус. Четвертая промышленная революция: пер. с англ. — М.: Издательство «Э», 2017.- 208 с. – (Top Business)

Куликова Галия Равильевна                                                                                                     

заместитель директора по профессиональному обучению

ГКП на ПХВ «Высший колледж «Astana Polytechnic» акимата г. Астана

INFOTIMES

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *