Гунны и Римская Империя

Все дороги ведут в Рим. Множество тысячелетий по ним в этот город попадала любая добыча. Много веков по ним шли войны, возвращаясь, домой после очередного триумфа. Но когда-то должен был прийти день расплаты. По всем тем же дорогам в Рим спешили кочевые племена гуннов. 

И страсти накалялись

Поскольку Римская империя уже была поделена на Западную и Восточную части, у каждой из сторон был свой правитель. Жаль, отношения друг с другом были не самыми лучшими. И тогда вожаки гуннов, оперативно сориентировавшись, обернули ситуацию в свою пользу.

В V веке страсти начали накаляться до предела. И так получилось, что все началось с того, что Константинополь угрожал Вечному Городу войной. Но Флавий Аэций, полководец Западного Рима, не растерялся. Он решил привлечь гуннов на сторону своей страны. Ведь Аэций был, чуть ли не лучшим другом правителя гуннов Руа. Ну и, конечно увидев грозных кочевников, император Восточного Рима спешно свернул своё войско. Все же главным страхом всей Европы тогда были страшные «варвары» из Азии. После империя решила заключить союз о ненападении с кочевниками. Но чтобы все это не осталось просто на пергаменте, они обменялись заложниками. Глава гуннов решил, не мелочится и оправил в Рим своих племянников, будущих глав Аттилу и Бледа.

Тут то гордые аристократы Рима и попались. Они считали, что обхитрили гуннов. Ведь правители Рима были уверены, что смогут воспитать в юных «варварах» любовь и преданность к Империи.

Предоставление лучших преподавателей к кочевникам, было большой ошибкой. Ведь Аттила быстро учился, проявляй интерес ко всем наукам. Смог подметить тактику ведения войны римлян и их слабости. Таким образом, они сами же вырастили и воспитали своего главного врага. Того, кого в скором времени назовут «Бич Божий».

На восток в Константинополь

В 434 году предводителями гуннов становятся Аттила и Блед. Аттила искусно использовал раздоры между Восточной и Западной империями, чтобы не дать им объединиться против гуннов. И в 441 году братья решили начать наступления в Восточную Империю. Они начинают свой поход с разграбления Илирии. Провинции, которая была главным римским центром торговли.  А в 445 году Блед покидает сей мир. Но Аттила продолжает вторжения, которые закончиться в 447 году. А закончилось все тем, что римлянам пришлось платить налог.

Можно сказать, что им крупно повезло. Ведь Аттила решил, что золото от них ему будет достаточно. Хотя, казалось бы, царь имел силу, которая могла уничтожить Константинополь. Но если верить теории доктора исторических наук Хюн Джин Кима из университета Мельбурна,  получается, что на самом деле гунны тогда испытывали значительные финансовые затруднения. Ибо для походов армию нужно чем-то снабжать и кормить. Да и не забывать про свой народ с целом.  К тому же тройное кольцо стен вокруг Константинополя делало столицу Восточной Римской империи неприступной. Вот и решил тогда Аттила, что единственное верное решение заставить врагов отдавать дань уважения золотом.

Последний триумф Рима

После капитуляции Восточной Империи гуннам показалось, что этого мало. И решили они окончательно разорвать хорошие отношения с Вечным Городом. Изначально Аттила решил проявить удивительно миролюбие. Начал вести переговоры с Римом. Царь гуннов требовал в свой гарем Гонорию, сестру императора Валентиниана III, а с ней и значительную часть его владений и сокровищ в качестве приданого. Рим был возмущен. Война была неотвратимой. Аттила начал собирать войска, свои и подчиненных племен. Гунны, остготы, герулы, гепиды, ругии, всего несколько сотен тысяч воинов, двинулись на Рим. А вот вместе с римлянами сражались вестготы. И вот две огромные армии встретятся на Каталаунских полях. Со временем это противостояние будут называть «Битвой народов». В этой войне Аттиле пришлось сразиться против своего наставника Флавия. К сожалению, сражение ни к чему не привело. Ведь ни одна из сторон не смогла победить.  Только два великих полководца потеряли почти всех своих бойцов.      Сначала Западная Империя лишается своих союзников в виде вестготов. Ибо тем пришлось отступить из-за смерти лидера. А потом и сами римляне также отходят назад. Гунны, поняв, что их противники ушли, снова начали осаждать города. Но на Рим даже не смотрели. Ведь войско Аэция никуда не делось.

В свою очередь Флавий не имел возможности оставить город без защиты. И именно это оказалось большой проблемой. Ведь не гунны были главной угрозой Риму. Поскольку Аэцию пришлось сосредоточиться на борьбе с Аттилой, у него оставалось меньше времени и ресурсов, чтобы противостоять другим угрозам римскому Западу, возникшим еще в 440-х годах. И вот эти-то другие угрозы обошлись Западной Римской империи гораздо дороже, чем вторжения кочевников. Ведь они лишились их главного дохода. Что в последствие будет причиной их плавного краха.

Как итог…

На самом деле Флавий Аэций имел возможность расправиться с Аттилой раз и навсегда. Но он этого не сделал. Интересно, почему же? Многие историки сходятся во мнении, что полководец Рима боялся усиления вестготов. Ведь с ними у запада некогда не было прочного союза. А с Аттилой Аэций находил, способы как договорится. Единственное, чего он желал политического равновесия.

К сожалению, для Рима очень скоро стало ясно то, что Аэций жестоко ошибся.  От Аттилы нужно было избавиться на Каталаунских полях. Ведь целью гуннов стала Италия. Через год после сражения, они захватили один за другим крупные города. Великий полководец Флавий никак не смог защитить свою страну.

Можно сказать, что это долгое противостояние не привело хоть к чему-то кроме потерь. Особенно для Вечного Города. Ведь по данным Х.Питера к 452 году Западная Римская империя потеряла существенную часть своих провинций. Кроме того, большая часть из оставшихся территорий пережила серьезные потрясения за последнее десятилетие, и доходы с этих земель также должны были весьма существенно сократиться. Проблема сокращения финансовых ресурсов стала непреодолимой. Косвенная роль гуннов в этом процессе истощения, выразившаяся в том, что они изначально вынудили толпы вооруженных переселенцев двинуться через границу, нанесла гораздо больший вред, нежели какой бы то ни было прямой ущерб, причиненный Аттилой.

В свою очередь Аттила сталь царем обширных территории. Его владения охватывали огромные просторы Евразии — от Тихого океана до берегов Каспийского моря,  Центральную Европу, Усуни, по китайским источникам районы Восточного Туркестана, Семиречья и Ферганы. Но нужны ли были все эти земли гуннам? Ведь после смерти великого завоевателя они не смогли их сохранить.

Акбота Ибрагимова

INFOTIMES

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *