С каждым днём детские дома по всему миру заполняются. Количество детских домов, школ-пансионатов, приютов и домов малюток увеличивается с бешеной скоростью. Эта проблема охватила весь мир, Казахстан не остался в стороне.
Сегодня в Казахстане почти 11 тысяч детей, оставшихся без родительской любви и заботы , воспитывается в 196 организациях образования, здравоохранения и социальной защиты.
Нельзя сказать, чтобы государство и общество не проявляли об оставшихся без родителей детях повышенную заботу. Ежегодно на их содержание выделяется порядка 8 млрд. тенге из местных бюджетов и немалая спонсорская помощь. Но тем не менее проблема существует , и она прогрессирует с каждым днём, это проблема -связанная с социальным воспитанием детей-сирот.
Это связано с тем, что в интернатах и детских домах права и интересы детей подвергаются нарушению, то есть речь пойдёт о насилии над детьми.
Как бы общество не старалось выявить эту проблему в свет, снимая социальные ролики, фильмы о детях страдающих в приютах, мы не углубляемся и не пытаемся разрешить эту проблему .
Но если мы обратим внимание на статистику, это вызовет больше доверия у общества и может быть как то поможет данной проблеме прогрессировать .
По итогам опросов, проведенных Детским фондом ЮНИСЕФ, более половины воспитанников подтвердили наличие в казахстанских детских домах системного насилия.
Почему ни в чем невинные дети подвергаются насилию каждый день? Почему детские дома не оснащены всеми условиями для них? Почему на их содержание ежегодно выделяется 8 миллиардов тенге , но те условия, в которых они живут совсем не соответствует данной сумме?
Этому способствует определенная закрытость этих заведений для общественности и государственных органов. Несмотря на то, что Генеральная Прокуратура берет такие дела на особый контроль, факты повторяются с пугающей частотой.
Детские дома в Казахстане принято считать закрытыми для посторонних людей и гостей.
Волонтеры и просто добрые люди которые приходят в детские дома в надежде осчастливить детей, подарить тепло и ласку, в большей степени остаются без внимания .
Дети опасаются как сверстников, так и воспитателей. Элементы дедовщины среди воспитанников и палочной системы воспитателей стало обычным делом в любом жёстком доме тли приюте. Дети не чувствуют себя защищенными в созданных для них же государственных учреждениях, а идти им больше некуда.
У детей, оставшихся без родителей вырабатывается стойкое безразличие к собственной судьбе, а отсюда уже растут корни будущего поведения. Можно привести множество примеров как дети, которые росли без любви и ласки, в ужасающих условиях, через определённое время подвергаются уголовной ответственности за хулиганство, воровство и к сожалению за убийства.
Нельзя при этом не сказать еще об одной проблеме, с которой сталкиваются большинство выпускников детских домов. Это отсутствие жилья.
За последние семь лет из 14 тыс. выпускников вернулись в закрепленное жилье только 832 или 6%, а получили от государства квартиры лишь 823 или 5,8%.Соответственно, свыше 12 тыс. выпускников на сегодня не имеют жилья. При этом только половина из них (6091) состоит на учете.
В настоящее время проблема остаётся не решённой. Прокуратурой предлагаются конкретные меры, направленные предотвращению сиротства и нарушению прав детей, оставшихся без родителей, что уже является положительной тенденцией. Но тем не менее, если до этого времени все усилия прокуратуры не привели к решению и не улучшили ситуацию в стране, ожидать от них «чуда» как мы поняли смысла нет.
В завершении своего эссе, хотелось бы в очередной раз отметить всю важность данной проблемы. Никто не в праве выделять детей сирот от остальных, принижать, осклаблять, и уж тем более заниматься рукоприкладством.
Этим детям зачастую недоступно то, что для нас является обыденным. Больше всего сиротам нужны любящие мамы и папы. Сиротам не хватает опыта взаимодействия с окружающим миром, городом, природой, другими людьми. Но самое главное − у них нет опыта жизни в семье.
ЕРУБАЕВА АЛИНА