ОПЫТ И УРОКИ КОНКУРСНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ

Ольга Флинк, эксперт секции «Русский язык»
Городского конкурса «Живое поэтическое слово-2022»

Впервые о чтении, жестикуляции я узнала из книги Л.М. Гурченко «Моё взрослое детство», там актриса вспоминала, как её ставили на табуретку и заставляли с жестикуляцией читать стихи. Так вот в этот раз, я это прочувствовала на себе, когда пришлось судить конкурс. Ребята из некоторых младших классов махали руками совершенно не по делу. Было интересно наблюдать — достанет ли малыш потолок. Он запрокидывал голову, вставал на цыпочки и рукой проводил где-то в небесах. Потом аналогично происходило с другими направлениями. О чем был стих, было не важно. Я подумала, что это — новый тренд. Поскольку малыши в большинстве своем не выговаривали буквы и чтобы донести содержание, они жестикулировали. Большинство деток не могли распределять дыхание. Оно у них, как правило, короткое, прерывистое. В общем, поэтому есть детская поэзия, с короткими строфами. Однако преподаватели при выборе стихов игнорировали Эдуарда Успенского, детские стихи других авторов. В большей степени их привлекли стихи, которые, видимо, изучали по школьной программе — остросоциальные. Могу сказать, что отдельные дети не понимали о чем читают. Ударения иногда ставились не на те слоги. А значит, ребятам не объяснялись непонятные, забытые слова, как например, пУдов, ненарОкОм. Ведь есть поэзия именно для детей.
Я думала, что конкурс отличается от урока литературы. Во-первых, организаторскими моментами, когда ребенок сам выбирает стихотворение. Во-вторых, можно в костюме выбрать что-то особенное. В-третьих, можно выбрать интерьер. И дети этим пользовались. Однако, выбирали они порой странные вещи, как то «Самоубийство» М.Цветаевой, «Алеют раны» Паустовского, «Некрасивая девочка» Н. Заболоцкого. Это очень жестокие произведения, или воспитывающие комплексы у детей. А ведь оставалось много поэтов-юбиляров, у которых обворожительные строки бродят в воздухе, сами запоминаются. Как например, «Я — изысканность русской медленной речи», или С. Михалков «Приехавшей из Африки девчушке», «Как там кенгуру?» Лихо! В следующий раз хотелось бы, чтобы политических стихов младшие и средние классы не читали. Чтобы на конкурс шли дети, которые хотят читать.
Среди младших классов хотелось бы отметить Шукир Ильяса, он очень весело прочитал «Усатый — полосатый», Смагулова Мариам – «Муха- Цокотуха». Вот эту Муху-цокотуху целиком прочитала Погорелова Дарина. Кабдуали Аига — «Бутерброд». Было забавно и по детски, когда из-за книжек выезжал бутерброд, из-за другой книжки- румяная булочка. Анастасия Рычкова хорошо почитала «Лесную академию», Искали Даяна — басню «Ворона и лисица». А вот Тиштик Амира прочитала «Хлебороб» Шамкенова. В кадре она сидела возле свежеиспеченого каравая. И вообще, таких стихов — о хлебе, должно быть больше.
По средним классам была странная закономерность. Было много стихов, которые стали известными песнями. А вот здесь все же если песня звучит, если она популярная, лучше пусть она остаётся песней.
Хорошо читали Киреев Кайсар «Друзья – товарищи», Курмет Жамиля «Сказка о добром джине», Кунцевич Иван «Большой лошадиный секрет». А также «Ходит наша бабушка» — Жумаш Зере, «Чего боялся Петя» — Болатханов Экежан.
В соцсетях пару раз встретила упоминание о «медленном чтении», во время которого целиком отдаешься качеству написанного. Как правило, это происходит вслух. Читаешь один, по ролям, читаешь громко, тихо, но так, чтобы прочувствовать каждый чудесный эпитет, каждую новую фишечку автора. Зачем? А затем, чтобы потом, во взрослой жизни уметь говорить — ёмко, красиво, кратко. Этому прежде посвящены были уроки риторики, логики и многие другие. Ведь сегодня найти спикера, который говорит хорошо, по делу практически невозможно. Не стало и газет, журналов, в которых косноязычных визави исправляли, за них изъяснялись. Сегодня основными инструментами стали: камера, телефон, в них надо говорить точно и, по возможности, остроумно.
Но, обычному человеку, без особого дара, этого не добиться без особых усилий. И вот, одним из таких средств является конкурс «Живое поэтическое слово» со стихами, которые можно цитировать, или просто повторять в длинной дороге.
На конкурсе внимание было приковано к учащимся колледжей. Они уже стоят на пороге взрослой жизни и должны говорить адресно, или обобщенно.
К сожалению, часть роликов была записана с плохим звуком. Между тем, это совершенно недопустимо. Кроме того, когда подростки читают стихи, они не всегда понимают где интонировать, выделять главное, а где, поддавшись ритму поэзии, плыть по ее течению.
В колледжах именно стихи, ставшие песнями, стали определяющими. Это такие, как «По улице моей..», «Постарею, побелею», «Мне нравится, что вы больны не мной» и из репертуара Виктора Цоя «Мой мир» органичное прочтение Муратбека Асылхана и т.д.
Ребята в основном читали «громче-тише», понимая под этим стихотворное выражение. Но я думаю, что если бы они тщательнее выбирали стихотворение, такого бы не было. Наиболее уместные выражения, интонирование, подача голоса применили Мугдарбек Нурислам и …Тарасова Дарья,
Наверное они прочтут и другие стихи из сборников того времени, и восхитятся неизвестными им поэтами.
Старшеклассники больше читали о чувствах, о любви. Худаибергенов Дильрух Федор Тютчев «Она сидела на полу», Дарья Сакун хорошо прочитала Дмитрия Быкова «На самом деле мне нравилась только ты». Немного странное, немного парадоксальное произведение, чуть грустное, но ободряющее. И вот такое смешение было свойственно старшеклассникам: Таишанова Аружан «Весна» В. Маяковского, Ералин Данияр проникновенно прочел В. Маяковского «Ты». Интересна подача Сейтеналы Акерке «Скрипка и немного нервно», тоже В. Маяковского. Артистично, на два голоса прочитал Галича «И еще раз о черте» Лампига Андрей, Танбай Хамза Эдуарда Асадова «Не бейте детей», Амиров Мадениет Эдуарда Асадова «Когда мне встречается в людях дурное». «Две мухи» Ахмета Байтурсынова оригинально, немного торопливо, представил свое прочтение Жанил Санжар.

Ну и как всегда, самая трогательная группа была инклюзия. Чудесно прочитал «Маленького человека» Куанышбай Ерболат, Тусупов Алихан «Зима » С. Маршака, Байгазинова Лаура «Радость » К. Чуковского.

INFOTIMES

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *