Ж.А. ВАСЕНКОВА
ГКП на ПХВ «Высший колледж » ASTANA POLYTECHNIC» акимата г. Нур-Султан
Практические потребности обучения иностранным языкам определяют приоритет тех или иных методов. В настоящее время в методике преподавания иностранных языков предпочтение отдается структурно-ориентированным методам, направленным на формирование определенных навыков произношения, отбор лексического материала, грамматического оформления высказывания и коммуникативно-ориентированным методам, направленным на формирование умений адекватно выражать мысли на конкретном языке.
Основной целью моей статьи явилось намерение показать приоритетную роль нетрадиционных методов коммуникативного общения на уроках английского языка. В этой связи методы, которые дают лучший результат, будут наиболее приемлемыми и действенными, что является достаточно актуальным на современном этапе.
В основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке. Это бывает сделать трудно даже при изучении русского языка, когда мысли и действия участников общения понятны друг другу. Участники общения должны научиться решать реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Обучение при этом осуществляется через задания (activities), которые реализуются с помощью методических приемов (techniques) и упражнений (exercises). Примером нетрадиционных методов общения учащихся в этом случае будут задания следующих видов: communication games (коммуникативные игры), communicative stimulation in role-plays and problem-solving (коммуникативные стимуляции) socialization (свободное общение).
В настоящее время получает все большее распространение трехступенчатая частная форма выполнения коммуникативно-ориентированных задании (three-phase frame-work). Практически любое задание может выполняться в три этапа: pre-activity (подготовительный), while-activity (исполнительный) и post-activity (итоговый). При этом необходимо создать положительные условия для активного и свободного участия личности в деятельности. Эти условия сводятся к следующему : учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и эмоций в процессе общения, каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных, самовыражение личности становиться важнее демонстрации языковых знаний, поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания. Не маловажную роль при реализации нетрадиционных методов играет информативная компетенция учащихся, которая включает информационные «фреймы» ( frames ), сложившиеся знания (schemata), языковую картину мира ( language representation of the world ) в ее иноязычной форм , фоновые знания (background knowledge), общий кругозор ( general knowledge ). Это является важным условием вовлечения учащихся в общение. Молчание студента на уроке нередко объясняется тем, что он не владеет предметом разговора, не имеет личного отношения к обсуждаемой проблеме, не знаком с возможными способами поведения, хотя и выучил лексику с грамматикой. Коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку может осуществляется с применением заданий, типа «информационное неравенство» участников (information gap). Задания типа (information gap) могут иметь нетрадиционные формы: picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов , не видя картинки партнера, matching tasks, text gap (у обучаемых имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста одного студента отсутствуют в тексте другого студента). Подобных заданий можно придумать очень много в зависимости от изобретательности учителя. Можно предложить студентам самим разработать подобные задания и даже провести конкурс «игр» и «заданий». Подобная работа позволяет выявить «неравнодушных» учащихся, готовых думать, говорить и общаться на английском языке. Оно является важным условием не только успешной работы с текстом, но и организации ролевого, а также дискуссионного общения в классе. Вопросы типа: «В чем проблема в данной ситуации?», «Что можно сделать для ее решения?», «Какие действия наиболее эффективны для решения проблемы?» и др. помогают формированию активного участия учащихся в решении проблемы. Нетрадиционной формой можно считать ролевое общение, которое реализуется в ролевой игре. Однако ролевое общение организуется в соответствии с разработанным сюжетом и требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках английского языка нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении). Например, line-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком), strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе, smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами) , merry-go-round (учащиеся образуют внешний и внутренний круг и , двигаясь по кругу, обмениваются репликами), contact (участники подходят друг к другу и начинают беседу), king words (учащиеся становятся в круг и говорят любые приятные слова в адрес собеседника), reflection (участники пытаются представить, что думают о них другие школьники), listening (учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним) и т.д.
Для реализации нетрадиционных методов коммуникативного общения на уроке необходимо иметь отчетливое представление о коммуникативной организации урока английского языка. Для ее осуществления важно определить предмет предъявления материала, постоянно поддерживать речемыслительную активность студентов. Особое внимание при использовании нетрадиционных методов коммуникации на уроках английского языка следует уделить коммуникативным умениям, которые разбиты на следующие блоки: требования к обучению говорения сферы общения и тематика (умение общаться со сверстниками), диалогическая речь (различные виды диалогов, расспрос, обмен мнениями, информацией и т. п.), монологическая речь (высказывания, пересказывание услышанного, увиденного или прочитанного и т. п.) . Перечисленные умения коммуникативного общения должны реализовываться при коммуникативно -ориентированном обучении как в базовом курсе, так и в процессе интенсивного обучения английскому языку с использованием нетрадиционных методов коммуникативного обучения. Особый интерес представляют методы, стимулирующие активную мыслительную деятельность и побуждающие учащихся к высказыванию мыслей на английском языке. Одним из таких приемов в методах коммуникативного общения является коммуникативное задание. Коммуникативные задания, используемые в интенсивной методике, помогают вывести студентов за пределы чисто учебной деятельности благодаря заранее определенной роли. Ситуация плюс роль управляют речевым поведением студентов. «У меня новость, — говорит преподаватель, обращаясь к студентам, завтра к нам приезжает Д. Браун, журналист из Лондона. У него поручение написать статью для газеты о студенческой жизни колледжа Управления. Что можно порекомендовать посмотреть в первую очередь в нашем колледже, ведь он пробудет у нас всего несколько дней? При создании и формировании коммуникативных заданий нужна большая изобретательность. Важно строить их на увлекательном материале реальной действительности, мобилизуя также фантазию студентов. У преподавателя должен накапливаться «банк фактов», своего рода коллекция удивительных случаев, которые могут быть превращены в такие задания, которые повышают тонус общения. Большинство коммуникативных заданий основано на драматизациях. Интенсивные методы ввели в обиход этюды и ролевые игры. Драматизация является точной моделью истинного общения, сохраняя его основные черты. Суть в том, что самые разнообразные коллизии, пусть фантастические и сказочные, психологически всегда мотивированны и актуальны, в них все происходит сейчас и здесь, а это оживляет их и способствует усвоению материала. Очень важно, что в коммуникативных заданиях можно использовать постоянные, «сквозные» персонажи :репортер, лидер, пессимист , оптимист, скептик , популярные сказочные персонажи , любимые герои книг . Их речевое поведение предопределяется их профессией, характером или их «прежней жизнью» в книжке . Целесообразно иногда «сталкивать» разные маски, поместив их в одну ситуацию. Например, как бы оптимист, пессимист и скептик оценили выступление рок-группы, на котором побывали втроем. В качестве примеров нетрадиционных методов можно еще привести «скетч», «ролевую игру», «круглый стол», и «дискуссию».
Итак, реализация, рассмотренных мной некоторых нетрадиционных методов коммуникативного общения на уроках английского языка, полностью будет зависеть от желания, компетенции и эрудиции самого преподавателя. Умение вовлечь учащихся в процесс активного усвоения английского языка — дело достаточно трудное и во многом определяется стремлением учащихся к приобретению и совершенствованию своих языковых умений и навыков. Хочется заметить только одно, что нетрадиционные методы коммуникативного общения как раз стимулируют учащихся к проявлению речевой активности и в этом их привлекательность и приоритетная значимость.