Наука и высшее образование в Казахстане

По данным Индекса человеческого развития, проводимого ООН и учитывающего показатель межстранового измерения качества жизни, в 2018 г. в число 59 стран с самым высоким уровнем человеческого развития из 189 государств вошел Казахстан, заняв 58-е место.

Казахстан из 157 стран занял 31-е место по Индексу развития человеческого капитала, составленного Всемирным банком.  Как указано в Национальном докладе «О состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2018 года)», составленному Министерством образования РК, производительность труда ребенка, родившегося сегодня в Казахстане, по достижении совершеннолетия составит 75% от потенциального уровня, который возможен при условии получения полного образования и идеального здоровья. Позиции Казахстана в данных двух мировых рейтингах показывают положительную динамику, но государству еще следует приложить определенные усилия по улучшению качества уровня жизни своих граждан. И эти меры активно предпринимаются в стране. В частности, в настоящее время прорабатываются механизмы по обеспечению всех граждан республики качественным образованием, созданию оптимальных условий для профессионального роста и самореализации личности. В решении данной важной задачи Казахстан большие надежды возлагает на молодежь. Во всех 17 Целях устойчивого развития, принятых в Инчхонской декларации, молодежь определена основным драйвером развития. Однако экономический рост может произойти в том случае, если молодежь получает навыки и возможности, необходимые для раскрытия своего потенциала. На Всемирном экономическом форуме 2019 г. обсуждался главный вопрос – формирование глобальной архитектуры в век четвертой индустриальной революции и роль молодежи в создании лучшего мира.

2019 год в Казахстане объявлен годом молодежи, в рамках которого подрастающее поколение сможет расширить границы своих знаний и навыков, ориентированных на современный рынок труда в условиях быстроменяющегося мира. Человеческий капитал является одним из основных факторов устойчивого роста и сокращения масштабов бедности.

Стратегически важным в повышении качества образования является разработка законопроектов «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя». Как показывает мировая практика, страны с высокоэффективными образовательными системами (Финляндия, Сингапур и др.) обращают первостепенное значение на повышение качества работы учителя. Неслучайно гласит народная мудрость «Ұстазы мықтының – ұстанымы мықты» (У кого сильный учитель – у того сильный стержень). Проект Закона РК «О статусе педагога» направлен на повышение статуса и престижа педагогической профессии, чтобы учителями становились талантливые выпускники с высокой мотивацией и прочной базой знаний, и предусматривает все стимулы для педагогических работников всех уровней образования, сокращение нагрузки, защиту от непредвиденных проверок и выполнения несвойственных функций.

Вышеназванные приоритетные направления в образовании РК, анализ данных по реализации программных целей и задач, обозначенных в международных и национальных стратегических и программных документах, рассмотрены в настоящем Национальном докладе о состоянии и развитии образования в Республике Казахстан по итогам 2018 г. (далее –Национальный доклад). Для удобства читателя абзацы начинаются с тезиса, который предваряет либо суммирует общую мысль. Каждый раздел начинается с инфографики, в которой наглядно отображены основные достижения образования РК.

Демография

В 2018 г. население Казахстана достигло исторического максимума, превысив число граждан в начале Независимости. 18 395 660 граждан проживают в республике, это больше на 1 943 949 человек по сравнению с численностью на конец 1991 г. Демографическая картина страны является важным фактором, влияющим на все сферы экономики, в частности, на образование. Учитывая повсеместный охват граждан формальным образованием, демографическая динамика тех или иных возрастных групп напрямую отражается на инфраструктуре, кадровой и иной ресурсной обеспеченности организаций образования всех уровней вне зависимости от формы собственности. При этом ежегодный мониторинг процесса народонаселения в этих группах и в разрезе каждого региона позволяет сопоставлять объем спроса, строить прогнозы и оценивать ресурсобеспеченность учебно-воспитательного процесса на местах. Исторический максимум общей численности населения позволил достигнуть рекорда в количестве детей типичного дошкольного возраста. На начало 1992 г. в стране насчитывалось 1 467 658 детей дошкольного возраста (3-6 лет). В 2003 г. это число сократилось до предельно низкой отметки в среднем по республике – 859 036 человек. Далее произошел рост количества детей, и в 2018 г. показатель достиг самой высокой отметки за годы Независимости – 1 537 539 человек.

                Проблема суицида среди молодежи

В 2018 г. из всех возрастных групп, охватываемых системой образования, суицид по-прежнему распространен в наибольшей степени среди молодежи 18-24 лет. Всего в 2018 г. совершено 3 542 самоубийства, что на 122 случая меньше, чем в 2017 г. В разбивке по возрастным категориям среди детей 5-14 лет зарегистрировано 74 случая суицида, 15-17 лет – 104 и 18-24 лет – 378 (рис. 1.10). То есть среди населения от 5 до 24 лет 67,9% суицидов приходится на контингент людей 18-24 лет. Суицидальному настроению больше всего подвержена вузовская молодежь. В гендерном сопоставлении существенная доля суицидов (70,8%) в возрастной категории 18-24 лет среди мужчин (273 случая), в возрастной группе 5-17 лет 66 случаев у юношей и 38 – девушек.

Миграция

В 2018 г. в процессе внутренней миграции участвовали 888 184 человека. Это на 42 636 человек меньше по сравнению с 2017 г. При этом всего пять лет назад количество внутренних мигрантов (405 616 чел.) было вдвое меньше, чем в 2018 г., что указывает на интенсивную диверсификацию состава населения как внутри, так и между регионами. Чуть больше половины (56,4%, или 500 714 чел.) всей внутренней миграции приходится на внутрирегиональный уровень, оставшаяся часть переселения (43,6% или 387 470 чел.) –на межрегиональный. В результате межрегионального переселения положительное сальдо прослеживается только в городах республиканского значения. Во всех остальных регионах страны в связи с количественным перевесом выбывающих людей над прибывающими количество жителей постепенно уменьшается. В 2018 г. наивысшие показатели отрицательного сальдо установлены в Туркестанской, Алматинской, Жамбылской и ВосточноКазахстанской областях, наименьшие – во всех западных регионах и в Костанайской области.

Обучение за границей

По уточненным данным ЮНЕСКО, в 2017 г. за границей обучались 89 505 казахстанцев. В период с 2013 по 2016 гг. количество казахстанцев, обучающихся за рубежом, выросло в 1,6 раза. Показатель Казахстана сопоставим с такими странами, как Франция, Саудовской Аравия и Нигерия.

                Инвестиции

В 2018 г. доля расходов на образование от общих государственных затрат достигла рекомендуемого международного уровня. Данный индикатор является одним из двух международных показателей финансирования образования, предложенных ЮНЕСКО в рамках достижения задач 4-й Целей Устойчивого Развития (ЦУР). Рекомендуемый уровень равен не менее 15-20% от всех государственных затрат. Так, в 2018 г. доля расходов РК на образование от общих государственных затрат составила 17,2%. За семилетний период доля расходов на образование спустилась ниже 15% только в 2017 г. (рис. 1.16). В номинальном выражении сумма государственных затрат на казахстанское образование также продолжает расти и в 2018 г. составила 1 948 млн тенге. Образование традиционно остается второй сферой, получающей наибольшее государственное финансирование, что указывает на высокий приоритет данной сферы в национальной политике.

                Расходы на образование от ВВП

Расходы на образование от ВВП все еще остаются ниже рекомендуемого уровня в 4-6%. Показатель является вторым международным эталонным индикатором, рекомендованным для достижения 4-й ЦУР. В 2018 г. доля расходов на образование от ВВП в Казахстане составила 3,3% при ВВП 59 613 707 тыс. тенге (рис. 1.18). Это на 0,2% ниже, чем в 2017 г. Динамика показателя с 2012 г. сохраняется примерно на одном уровне, не превышая 3,5%. В международном сопоставлении доля расходов Казахстананаходится ниже средней ОЭСР (5%) и большинства ее членов, но примерно на одном уровне с такими странами, как Ирландия (3,5%) и Люксембург (3,6%) (рис. 1.18). Всемирный банк в своем докладе «Глобальные экономические перспективы: Тускнеющее небо» (Global Economic Prospects: Darkening Skies) приводит прогнозные показатели роста ВВП Казахстана на 2019-2021 гг., согласно которым рост ВВП Республики Казахстан в 2019 г. составит 3,5%, в 2020 и 2021 гг. – 3,2%. Принимая во внимание возможность такого сценария, очень важно не допустить снижение доли расходов на образование от ВВП.

Несмотря на увеличение номинальных расходов населения на образование, их доля от общих затрат продолжает уменьшаться. С 2012 по 2018 гг. расходы населения страны увеличились в 1,6 раза. Однако рост затрат на образование демонстрирует менее значимый рост. За указанный период расходы населения на образование увеличились в 1,4 раза. При этом в долевом соотношении от общих затрат расходы на образование продолжают сокращаться. Если в 2012 г. доля расходов на образование от общих затрат составляла 3,88%, то к 2018 г. расходы снизились до 2,76%.

На фоне сокращения расходов населения на образование усиливается разрыв в расходах на образование между городом и селом. В 2012-2013 гг. сельские жители тратили на образование в долевом соотношении (4,05%) больше, чем городские (3,78%). Однако начавшийся в 2014 г. спад расходов села на образование привел к обратной диспропорции. В 2018 г. городские жители потратили на образование 2,96% в доле от всех затрат, тогда как сельские жители потратили 2,36%. Разрыв составил 0,6% в пользу города. В номинальном выражении город также тратит больше села. Если в 2012 г. село тратило на образование на 25,8% меньше города, то в 2018 г. разрыв достиг 46,2%, что соответствует почти двукратной разнице.

В общей структуре расходов населения на образование почти половина средств направлена на оплату дошкольного (27,5%) и высшего (20,5%) образования. Отличием данных уровней образования, например, от школьного обучения является высокая доля участия частного сектора. Высшее образование традиционно пользуется большим престижем и спросом, чем техническое и профессиональное образование, несмотря на сравнительно высокую стоимость обучения в вузе. По этим и другим причинам расходы населения на данные уровни больше, чем на другие ступени образования. Следующими по объему расходов являются затраты населения на питание (16,9% в 2018 г.). В структуре расходов затраты 2018 г. остались примерно на уровне 2017 г. за исключением репетиторских услуг.

Структура расходов городского и сельского населения позволяет судить о территориальных различиях в доступе к формальному и неформальному образованию. Это во многом обусловлено определенной потребностью населения и наличием спроса на образовательные услуги. Если городское население больше всего тратится на дошкольное образование (32,2%), основная доля расходов сельских жителей направлена на высшее образование (26,2%). При этом в сравнении с городом сельское население тратит больше на проезд (в 2 раза) и образование для взрослых (в 7 раз). Последнее указывает на высокую потребность взрослого населения сельской местности на дополнительное образование. Между тем доля расходов городского населения на репетиторские услуги (9,3%) почти в 5 раз выше, чем в сельской местности (1,8%). Данный факт указывает на привилегированность городских жителей в дополнительном доступе к образованию за счет высокого уровня предложений репетиторских услуг. Это, безусловно, ведет к неравенству академических достижений детей города и села. Одним из путей решения является обеспечение доступа сельской местности к дистанционному обучению в качестве основного и дополнительного образования. Сегодня информационно-коммуникационные решения позволяют объединить обучающихся и учителей, находящихся в отдаленных точках страны и мира. При этом эффективность дистанционных решений все еще неоднозначна. Исследования показывают, что дистанционное обучение может быть столь же эффективным, как и традиционное обучение, но не более. На успешность дистанционного обучения может влиять ряд факторов, как низкая мотивация и академическая культура учащихся, их возраст, готовность и другое.

Рынок труда

В числе безработных казахстанцев наибольшую долю составляют горожане с начальным образованием. Число безработных в 2018 г. составило 443 644 человека. Это соответствует среднему показателю в 4,9%. Указанный уровень безработицы Казахстана в 1,2 раза ниже среднего значения стран ОЭСР (5,9%). При сопоставлении безработицы по типу местности показатель городского населения демонстрирует чуть более высокий уровень, чем сельский независимо от уровня образования населения. Исключением является безработица городских жителей, обладающих начальным образованием. Данная группа людей более склонна быть безработными, чем представители в сельской местности. В 2018 г. 39,5% городских жителей с начальным образованием были зафиксированы как безработные, тогда как в селе – всего лишь 8,8% (рис. 1.21). Доля безработной молодежи уверенно снижается с начала 2000-х. В 2018 г. уровень молодежной безработицы в республике в возрасте 15-28 лет составил 79 759 чел., или 3,8% (в 2017 г. – 4,4%). В сравнении с показателем 2001 г. в 2018 г. безработица уменьшилась более чем в 4 раза. В возрастной разбивке уровень молодежной безработицы в возрасте 15-19 лет в 2018 г. составил 3%, среди 20-24 лет – 3,6%, 25-29 лет –4%. Сравнительно высокая доля безработицы последней возрастной категории обусловлена тем, что большинство молодых людей уже не занято получением образования и выходит на рынок труда.

Образование играет ключевую роль в подготовке людей к переходу в группу экономически активного населения страны. Чтобы улучшить переход от образования на рынок, независимо от экономического климата страны, система образования стремится к тому, чтобы люди обладали требуемыми на рынке труда навыками. Примечательным являются данные внутреннегоисследованияодной из ведущих консалтинговых компаний BCG. Так, у казахстанских кандидатов на работу в региональный офис BCG в качестве хорошо развитых навыков были выделены академические достижения и способность прилежно выполнять работу. Однако среди наиболее частых недостатков отмечается слабость таких качеств, как креативность, умение структурировать и синтезировать информацию, презентовать себя, выделять главное, умение слушать и налаживать взаимоотношения.

Средняя заработная плата у учителей школ выше, чем у преподавателей колледжей, и немного уступает зарплате ППС вузов. Преподаватели вузов зарабатывают больше, чем их коллеги из других уровней образования в Акмолинской, Актюбинской, Туркестанской, Мангистауской и Алматинской областях, а также в г. Нур-Султан и г. Алматы. В свою очередь заработная плата преподавателей в системе среднего образования и начальной школе выше, чем в других уровнях образования в Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Костанайской, Кызылординской, Павлодарской, Карагандинской областях и в г. Шымкенте. Преподаватели в системе технического и профессионального образования зарабатывают больше только в Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Атырауской областях, однако заработная плата преподавателей из системы среднего образования и начальной школы отличается в незначительной степени.

Источники

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН по итогам 2018 года.

Кулумбаева Баглан

INFOTIMES

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *