В Астане презентовали международное пособие ABLLS-R по обучению детей с аутизмом и другими особенностями развития.
Пособие переведено с английского на казахский язык Корпоративным фондом «Болашақ». Казахский язык стал 12-м языком перевода ABLLS-R. Ранее он был переведен на арабский, китайский, французский, грузинский, иврит, японский, норвежский, португальский, русский, испанский и украинский языки. Над переводом ABLLS-R работала команда специалистов, куда вошли профессиональные переводчики, поведенческие аналитики фонда, эксперты в сфере инклюзивного образования. Переводчик: Мира Сембайқызы, редакторы: Жазира Искандирова, Назгуль Нурмаганбетова, Салида Абрахманова. Работа над переводом заняла 2 года.
В рамках презентации поведенческие аналитики фонда провели обучающие тренинги по работе с ABLLS-R на казахском и русском языках. Обучение прошли более 120 специалистов из разных регионов Казахстана, в том числе учителя, педагоги-ассистенты, психологи, логопеды, дефектологи, а также родители особенных детей.
С 2015 года Корпоративный фонд «Болашақ» реализует проект по развитию инклюзивного образования «Каждый ребенок достоин школы», одним из направлений проекта является перевод профессиональной литературы на казахский язык. В 2021 году на казахский язык была переведена книга Ю. Эрц и О. Мелешкевич «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения». Это была первая книга по прикладному анализу, переведенная на казахский язык.
«Благодаря переводу профессиональной литературы мы предоставляем казахоязычным специалистам доступ к самым передовым методам коррекции, тем самым повышая эффективность работы с особенными детьми. Сегодня мы не просто презентуем книгу, наши специалисты будут учить специалистов со всего Казахстана как правильно работать с инструментом оценки ABLLS-R. Очень важно повышать квалификацию специалистов, работающих с особенными детьми, как в системе образования, так и в системе оказания социальных услуг. Кроме перевода литературы мы уделяем большое внимание обучению специалистов, повышению уровня знаний и компетенций казахстанских педагогов, работающих в сфере инклюзивного образования. Мы разработали и запустили учебный курс по обучению основам прикладного анализа поведения (АВА-терапия) для педагогов-ассистентов. На сегодняшний день мы обучили более 3000 специалистов со всего Казахстана и стран Центральной Азии», — отметила председатель Попечительского совета фонда «Болашақ» Динара Гаплан.
В мероприятии приняли участие Председатель Попечительского совета фонда «Болашақ» Динара Гаплан, поведенческие аналитики, эксперты в сфере инклюзивного образования, а также специалисты и родители особенных детей из регионов. Автор книги Джеймс Партингтон обратился к присутствующим в видеообращении, подчеркнув достоинства книги и важность ее перевода на казахский язык.
«Я рад, что Благотворительный фонд «Болашақ» перевел мою работу на казахский язык и теперь он наконец-то доступен в Казахстане. ABLLS-R предоставляет комплексный обзор навыков ребенка, примерно на уровне типично развивающегося пятилетнего ребенка. Это действительно важно, потому что пятилетний ребенок обладает множеством навыков и способен учиться, наблюдая и слушая других людей, взаимодействуя с ними. Они учатся на основе повседневных опытов, им нужны некоторые инструкции для изучения некоторых конкретных навыков. У них есть навыки самообслуживания, чтобы ухаживать за своими туалетными потребностями, мыть руки, кормить себя и так далее. Поэтому, когда вы рассматриваете навыки типичного пятилетнего ребенка, это хороший показатель, потому что многие дети с диагнозом аутизм имеют трудности в изучении тех навыков, которые легко усваиваются типично развивающимися детьми. Наша цель, обьединить профессионалов и родителей, чтобы помочь этим детям достичь этого уровня компетентности, если это возможно, чтобы мы могли помочь им учиться, взаимодействуя с ними ежедневно», — отметил автор ABLLS-R Джеймс Партингтон.
Что такое ABLLS-R?
- ABLLS-R представляет собой систему оценки и наблюдения за развитием навыков у детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями.
- ABLLS-R создан, чтобы облегчить процесс определения уровня развития навыков ребенка и приоритетов для поведенческого вмешательства.
- ABLLS-R состоит из двух частей — Руководства и Протокола по проведению тестирования. Протокол используется для оценки навыков ребенка, Руководство содержит общие сведения об ABLLS-R и рекомендации по построению индивидуального плана развития ребенка (ИПРР).
- ABLLS-R дает возможность оценить навыки ребенка в 25 областях, в том числе: сотрудничество, визуальное восприятие, навыки просьбы, навыки ведения диалога, навыки генерализации, социальное взаимодействие, уход за собой, туалет, интравербальные реакции, математика, грамматика, поведение в группе и другие.
- ABLLS-R содержит подробное описание заданий, предназначенных для развития навыков необходимых для общения, обучения в естественной среде и возможности каждый день приобретать новый опыт.
Чем полезен ABLLS-R?
- ABLLS-R – один из самых подробных тестов по оценке навыков ребенка, который охватывает 544 навыка, что позволяет детально определить психолого-педагогический профиль ребенка перед составлением его индивидуальной программы развития.
- ABLLS-R позволяет родителям и профессионалам определять проблемы, которые мешают формированию функциональной коммуникации и приобретению новых навыков в повседневной жизни.
- Результаты ABLLS-R представляются в виде наглядной схемы, которая позволяет быстро оценить уровень развития навыков ребенка, а также его прогресс во время повторных тестирований.
Об авторе
Автор – Джеймс Партингтон, PhD, BCBA-D, лицензированный психолог, один из ведущих мировых специалистов в области аутизма.
Автор многочисленных исследований в области прикладного анализа поведения, автор знаменитого тестирования ABLLS-R, соавтор набора AFLS, всестороннего тестирования навыков, необходимых для адаптации к самостоятельной жизни в социуме. В 1988 году основал компанию BehaviorAnalytics, Inc. для предоставления эффективных, основанных на научных исследованиях услуг по коррекции поведения и обучения детей с ОВЗ.
За его плечами более 50 лет стажа работы с детьми с особенностями развития. Он является международно-признанным лидером по анализу поведения с экспертизой в области речевых интервенций.
Джеймс В. Партингтон известен своей работой по обучению родителей и специалистов практическим, научно-обоснованным процедурам, необходимым для эффективного ведения образовательных процессов.
Он работал в 31 стране за пределами Соединенных Штатов, некоторые из его публикаций были переведены на множество языков. Он является членом Консультативного совета Ассоциации аутизма США. (Member of the US Autism Association Advisory Board). Его цель — упростить процесс обучения для родителей, учителей, педагогов и других специалистов, которые обучают или хотят обучать навыкам лиц с расстройством аутистического спектра.
Александра Власова,
Дина Ораз