Маркировка продуктов питания как метод оздоровления населения

Здоровье человека на 50% зависит от образа его жизни, утверждает Всемирная организация здравоохранения, при этом ключевым компонентом является питание. Нездоровое и несбалансированное питание одна из причин возникновения широко распространенных в мире неинфекционных заболеваний, таких как ожирение, диабет, артериальное давление, онкологические болезни и болезни сердечно-сосудистой системы. В нашей стране эти заболевания служат причиной более 70% смертности. О том, какие меры принимаются для сохранения и улучшения здоровья населения рассказал Жандарбек Бекшин, председатель Комитета охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения РК.

– Жандарбек Мухтарович, какие меры принимаются у нас в стране по улучшению здоровья населения и качества питания?
– В настоящее время одна из главных задач для здравоохранения страны – это повышение продолжительности жизни в Казахстане. Качество питания играет одну из ключевых ролей в достижении этого показателя, поэтому правительство поставило задачу – усилить контроль за качеством и безопасностью пищевой продукции. Прежде всего, это комплекс мер по информированию населения и использование новых методов экспертизы для выявления нарушений в производстве продуктов питания.
Быстрое развитие высоких технологий в пищевой индустрии потребовало внедрения передовых методов экспертизы по выявлению фальсификатов, не соответствующих требованиям технического регламента, и продуктов, имеющих в своем составе незаявленные на упаковке ингредиенты.
Недобросовестные производители подменяют натуральные компоненты в составе на более дешевые и добавляют различные наполнители, сдобрив это всё ароматизаторами. Например, в мясных продуктах может содержаться незначительное количество животного белка, а всё остальное заменяется дешевыми наполнителями, такими как соевый белок и низкосортное мясо, которые менее полезны, но в составе это не указано. В другом случае, сахар маскируют под названиями «фруктовый сироп, натуральный сироп, фруктоза, фруктовая патока», то есть производители идут на обман потребителя.
Для решения этой проблемы вводится маркировка продуктов питания. Её основная функция – предоставить покупателю четкую, недвусмысленную и полезную информацию о составе потребляемой продукции. Маркировка не только обеспечивает безопасность, но и помогает делать осознанный выбор в пользу более здоровой пищи, делая состав более «прозрачным» и доступным для понимания потребителя.

– Каким способом будет осуществляться маркировка?
– Во всем мире, в том числе и в Казахстане, рассматривается вопрос внедрения маркировки «светофор», которая дает потребителю возможность получить наглядную и детальную информацию о веществах, содержащихся в продукте. Цветовое информирование может рассказать о количественном содержании основных ингредиентов в пределах требований государственных стандартов (сахара, соли, жиров и транс-жиров). «Зелёный цвет» означает низкое содержание этих компонентов, «желтый» – среднее или нейтральное, «синий» – высокое. Это поспособствует выбору более здорового питания. Также цветовое кодирование будет стимулировать торговых дистрибьютеров к формированию полезного для здоровья ассортимента продуктов, потому что вредной пищи в товарообороте быть не должно.

– Значит «синий цвет» дает понять, что продукт вреден для здоровья?
– Нет, нельзя сказать, что такой продукт вреден для здоровья. Содержание в нем вышеперечисленных веществ не выходит за рамки норм государственного стандарта и технического регламента. Просто такие продукты менее предпочтительны для людей, к примеру, страдающих от диабета и других неинфекционных заболеваний или тех, кто хочет понизить количество этих веществ в рационе. Мы хотим сформировать у подрастающего поколения новые вкусовые привычки с более низкими потребностями в сахаре, соли и жирной пищи, которая вызывает зависимость.

– Почему бы не ограничиться просто упрощенными словами в составе продуктов?
– Тут складывается интересная ситуация. Производители любят заполнять упаковки крупными надписями и знаками: «органический продукт», «халал», «эко» и «био», которые, в полной мере не раскрывают состав. Полезная же информация о содержащихся компонентах печатается мелким шрифтом, что даже здоровому человеку с хорошим зрением тяжело разглядеть, что там написано. Маркировка же будет видна издалека и по цвету будет понятно насколько данный продукт полезен.

– Когда планируется внедрение маркировки? Продукция каких производителей будет маркироваться?
– Вопрос маркировки обсуждается государствами Евразийского экономического союза. Если все страны Евразийского Союза одобрят вопросы изменений в техническом регламенте, тогда только можно будет приступать к внедрению. Комитет общественного здравоохранения всесторонне поддерживает эту инициативу.
На начальном этапе планируется применение маркировки к продуктам отечественных производителей и производителей стран Евразийского экономического союза.

– Какой орган будет заниматься контролем за маркировкой продуктов?
– Контроль над качеством пищевых продуктов и маркировкой ведется Министерством здравоохранения РК. Территориальные организации национального центра экспертизы проводят анализ продуктов питания даже на генном уровне. По итогам 2018 года было выявлено 143 партии мясной продукции по фальсификации состава, 84 партии молочной с подменой молочного жира на растительные жиры и 11 партий с содержанием ГМО. Они сразу были изъяты с прилавков.
Казахстан первая страна на постсоветском пространстве с такими возможностями, в этом плане. Мы опережаем даже некоторые европейские страны, поэтому Комитет охраны общественного здоровья был избран координатором Комиссии «Кодекс Алиментариус» по Европе. Данная позиция позволяет Казахстану участвовать в разработке международных стандартов и быть узнаваемым на международной арене как государство, стоящее на защите своих потребителей и местных производителей пищевой продукции.

– В перспективе количество полезных продуктов будет увеличиваться в корзине среднестатистического жителя, вырастет спрос на здоровую пищу, а она, как известно, стоит дороже. Значит ли это, что в будущем казахстанцы будут больше платить за еду?
– Сегодня население готово платить за полезную пищу. Поэтому Первый президент, Нурсултан Абишевич Назарбаев, поручил аграриям и сельхозпроизводителям сконцентрироваться на производстве органической продукции, без применения различных химических средств и пестицидов. Эта продукция должна стать национальным брендом. Лучше платить сейчас за здоровое питание, чем в будущем переплачивать большие деньги за лечение и дорогостоящие лекарства.
Гайни Дильдабек

INFOTIMES

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *