Коронавирус ввел свои коррективы в жизнь всех людей во всем мире, он очень сильно отразился на таких устоявшихся ритуалах, как похороны, особенно в Казахстане. Хотя и до этого было очень много противоречий между реальной современной жизнью с обычаями, которые здесь стали чуть ли не обязательной догмой, и тем, как должно быть по религии. В связи с этим хотелось бы получить ответы на вопросы, волнующие нынешнее поколение казахстанцев, о том, как достойно проводить в последний путь родного человека, но так, чтобы это не стало тяжелым финансовым и моральным бременем.
Шамиль Аляутдинов — российский религиозный деятель, имам-хатыб московской Мемориальной мечети, исламский учёный, богослов и проповедник, автор многочисленных книг по исламской тематике дал разъяснения на многие волнующие казахстанцев вопросы.
— Лето 2020 года для Казахстана было одним из самых тяжелых. На это время пришелся пик смертей от коронавирусной инфекции. У поколения казахстанцев в возрасте от 40 до 60 лет появилось немало вопросов, которые они задают в социальных сетях, и это волнует многих сегодня. Приведем один яркий пример, который попал на страницы СМИ. В августе прошлого года на похороны жительницы Актау Бибижамал Аблазимовой, матери бывшего главного полицейского Мангистауской области Махсутхана Аблазимова, пришли более 800 человек вопреки запрету на многолюдные мероприятия. У старшего поколения, которое, хотя и получило воспитание в советский период, время атеистов, очень сильно развито такое понятие, как “уят болады” (будет стыдно). То есть будет стыдно, если не придут на похороны, даже если есть прямая угроза их жизни и жизни их родных. Пресловутый “уят болады” сильнее инстинкта самосохранения. Как с этим можно бороться? Только ли штрафами, чтобы приучить людей соблюдать санитарные требования? А в ряде регионов Казахстана люди додумались до того, что гости еще до свадьбы (массовое мероприятие) отдельно скидываются на штрафы для проверяющих.
— В Исламе четко присутствует понятие карантина. Приведу хадис. ‘Абдулла ибн ‘Аббас передал, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб однажды отправился в Шам [с группой соратников]. В [поселении] Сарг их встретили представители пяти областей, Абу ‘Убейда ибн аль-Джаррах и его товарищи. Они сообщили ‘Умару о том, что в Шаме [стремительно распространяется эпидемия] чумы.
Ибн ‘Аббас продолжает: “ ‘Умар повелел мне привести первых из числа мухаджиров. Я позвал их, и он посоветовался с ними, проинформировав об эпидемии чумы в Шаме. Они разделились [на два мнения]. Одни сказали, что, мол, ты вышел с определенной целью, а потому, считаем, не стоит возвращаться [не доведя до конца запланированное], другие сказали: “С тобою люди, среди которых есть также сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Считаем, что не стоит подвергать их смертельной опасности”. ‘Умар попросил их удалиться.
Затем он сказал мне [продолжает Ибн ‘Аббас] привести ансаров. Я пригласил их, и он [также] посоветовался с ними. Они, как и мухаджиры, разделились на те же два мнения. ‘Умар [после того как выслушал] попросил их удалиться. Далее он велел мне пригласить старейшин племени Курайш, тех из них, кто уверовал до возвращения [пророка Мухаммада и его сподвижников] в Мекку. Я пригласил их. Мнение их было едино: “Мы считаем, что тебе вместе со всеми людьми следует вернуться обратно и не подвергать никого смертельной опасности”.
После [этих трех совещаний с уважаемыми и опытными людьми] ‘Умар объявил людям, что наутро он и все остальные возвращаются обратно.
Вслед за этим пришел ‘Абдурахман ибн ‘Авф, отсутствовавший по каким-то своим делам. Он воскликнул: “Поистине, у меня есть знание [по обсуждаемому вами вопросу]. Я слышал, как пророк Мухаммад сказал: “Если вы услышите о чуме [о распространении заразной эпидемической болезни] на той или иной территории, то не идите туда. А если это произошло там, где вы находитесь, то не покидайте эту территорию”.
Что касается “будет стыдно”, то не стоит обращать внимания на то, что скажут другие. “Аллах (Бог, Господь) обладает большим правом на то, чтобы Его боялись” (см. Св. Коран, 33:37). В Коране Господь миров говорит: “Не бойтесь людей, бойтесь Меня!” (см. Св. Коран, 5:44).
Подводя итог, скажу, что главным является просвещение людей в вопросах мусульманского богословия, а это прямая обязанность имамов и муфтиев. Причем просвещать нужно обоснованно, используя современные средства донесения информации.
— 45-летняя жительница Казахстана Шаира Р. написала на своей страничке в Facebook, что недавно похоронила мать. Желающие прийти выразить соболезнование люди, чтобы якобы избежать массовости и не заразиться в день похорон, приходят на поминальный обед не на 7 или на 40 дней, а в другие дни. В результате поток желающих растягивается почти более чем на месяц, и люди приходят каждый день, что утомляет и самих бедных родственников, потерявших родного человека, и создает трудности с их временем – пришедшие приходят поесть и ведут долгие беседы. Как быть с работой, которую надо совмещать с проведением этих обычаев? И есть элементарная физическая усталость. Шаира Р. спрашивает, как ей быть: не упасть от усталости самой и не обидеть людей просьбой не приходить каждый день?
— Привязывать поминки к датам (7 или 40 дней) нет канонической необходимости, в Исламе этого нет. Это просто ваша традиция, которой можно следовать, а можно и не следовать. В условиях карантина, конечно же, ее лучше проигнорировать, не практиковать подобное.
Кроме того, в Сунне есть призыв к соседям и родственникам поучаствовать в облегчении страданий и забот, связанных с похоронами, помогая в приготовлении угощений и еды, а точнее — готовя и принося в дом покойного еду из своего дома. ‘Абдулла ибн Джа‘фар передал: “Когда пришло извещение о смерти [моего отца] Джа‘фара, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) [обратившись к своей семье] сказал: “Приготовьте для семьи Джа‘фара еду. Воистину, их постигло то, что [в полной мере] их заняло [не дает им возможности приготовить пищу даже для себя, им не до этого]”.
Нужно быть просвещенными в данном вопросе.
— Жительница Казахстана Зарина А. задается вопросом на своей странице в Facebook: “В Казахстане после похорон отмечают 7 дней почти каждую неделю до 40 дней и еще 7 дней после 40 дней, а потом уже годовщину смерти. Я сноха в современной, казалось бы, казахстанской семье. Я уважаю своего умершего тестя, но при всем моем уважении к нему пережить нашествие всей родни и просто знакомых и друзей не по силам и не по карману нам. Где-то я читала, что по статистике одна половина казахстанцев берут кредиты на похороны, а другая половина – на свадьбы. Нужно ли соблюдать эти обычаи в наше время? Понятно, что в степи в древние времена, когда человек умирал, похороны и поминальные обеды помогали выжить односельчанам. Но сейчас ведь условия жизни совсем иные. И могут ли правила корректироваться с учетом развития общества?”
— Как я уже сказал ранее, отвечая на предыдущий вопрос, в Исламе нет канонической необходимости привязывать поминальные мероприятия к конкретным датам.
Следует также напомнить и подчеркнуть запретность кредитов в Исламе. И конечно же, богоугодное дело тем более не совершается в кредит. У каждого свои физические, временные и финансовые возможности. Общение с родными и встреча с ними является богоугодным делом, но в Коране Господь миров четко говорит о том, что “на душу не возлагается больше того, что она в состоянии сделать (что выше ее сил и способностей)” (см. Св. Коран, 2:233).
— Казахстанец, 58-летний Самат Ж. задает такой вопрос: “После смерти отца 82-летняя мама часто заводит разговор о том, как надо похоронить ее. Она просит, чтобы ее тело не отдавали в морг, чтобы мы дождались всех ее родственников, которые живут очень далеко от столицы Казахстана, на границе с Россией, с Омской областью. Если ждать приезда родственников со всего Казахстана, а если учесть тот факт, что просторы нашей страны огромные, то нужно, как минимум, два дня. Как быть в таком случае с просьбой мамы еще при жизни – не отдавать ее тело в морг и при этом не делать укол бальзамирования? А что делать, если это случится летом? Понятно, что все в руках Всевышнего, но у меня, как у сына, уже сейчас голова идет кругом: надо исполнить волю матери и при этом изловчиться так, чтобы не было проблем санитарного характера. Должен ли я ждать приезда всех родственников со всего Казахстана?”
— Конечно же, вы не должны и не обязаны ждать приезда всех родственников. Прислушайтесь к пожеланиям мамы в пределах возможного. Ваша обязанность пред Богом – это расплатиться с долгами мамы, омыть тело, завернуть его в саван, совершить погребальную молитву и похоронить. Также следует обратить внимание на следующий хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: “Старайтесь быстро похоронить покойного [не задерживайте процедуру предания тела земле]! Если он был хорошим человеком, то это — благо, к которому вы его ведете (приближаете). А если он был каким-либо иным, то это — зло, которое вам следует поскорее скинуть с плеч”.
— Вопрос от Мейрама: “Я перевезла родителей к себе в столицу из областного центра Петропавловск, который находится в 450 км от Нур-Султана, чтобы не мотаться туда-сюда и всегда быть рядом с ними. Отец умер в прошлом году. Похоронили его здесь, тут провели поминальный обед, и каждую неделю проводим “жумалык”, то есть 7 дней. 40 дней провели в Петропавловске для тех, кто не смог приехать на похороны. Пришло около 240 человек. Чтобы все это организовать, надо забыть о работе. Мой сын только устроился на работу как раз перед смертью моего отца, то есть его дедушки, но, чтобы провести похороны и все эти поминальные мероприятия, он отпросился в день смерти деда, и руководитель его сразу же уволил, зная наши обычаи и то, что отсутствие сына на работе может затянуться более чем на месяц. Как быть в таких случаях? И надо ли 40 дней проводить там, где отец жил до переезда, если отца похоронили в городе, где живу я?”
— С точки зрения мусульманских канонов проведение поминальных мероприятий с угощением не относится к категории желательного, а тем более обязательного. Если вы делаете это в соответствии с местными традициями, то должны учитывать свои возможности, причем как временные, физические, так и материальные. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: “Религия — это легкость”.
— Вопрос от 45-летнего Алишера С.: “Как объяснить родственникам, чтобы не ставили под угрозу свою и нашу жизнь? Я лично переживаю за своих детей, не хочу, чтобы они приезжали из других регионов нашей бескрайней страны на поминки. Как объяснить родственникам так, чтобы они не прокляли и не осудили, мол, дети не дали им попрощаться с усопшим? Кроме того, порой на поминки приходят вообще незнакомые люди, которые не имеют никакого отношения к покойному, приходят просто поесть. Как быть с такими людьми?”
— Поминальные мероприятия не являются чем-то обязательным в Исламе. И если люди их практикуют, следуя при этом местным традициям, то делать это должны не в ущерб тем родным, чья жизнь продолжается. Когда человек уходит из этой жизни, есть несколько обязательств, которые мы должны выполнить для него – расплатиться с его долгами, омыть тело, завернуть в саван, совершить погребальную молитву и похоронить. Организовывать мероприятия с огромным количеством гостей и кормить их – такого в Исламе нет.
— Вот еще вопрос от Кайрата А.: “На похороны обычно режут лошадь, но цены не то что на мясо, но и на другие продукты сильно подскочили. Как быть, если единственный выход – это взять кредит, чтобы не ударить в грязь лицом перед родственниками и не было внутреннего стыда, что не уважил покойного и не зарезал лошадь? И как быть потом, когда остаешься с кредитом, а бата (взносы от родственников) не покрывают всех расходов?”
— Резать лошадь для поминания покойного никакого отношения к Исламу не имеет, а брать кредит в банке вообще является запретным. Ислам – это религия легкости и разумного подхода к имеющимся обстоятельствам. Если человек не в состоянии выполнить даже обязательное, то обязанность с него снимается. “Аллах (Бог, Господь) желает вам облегчения и не желает вам трудностей” (см. Св. Коран, 2:185).
Толеубек Габбасулы