Одной из актуальных проблем в стране остается детская инвалидность, которая имеет тенденцию к росту. По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан основными причинами являются врожденные аномалии, заболевания нервной системы и психические расстройства.
В Казахстане дети с инвалидностью на первую половину прошлого года составляли порядка 12,5% от общего количества всех инвалидов. Среди здорового детского населения по стране, 1,3-1,4% имеют ограничения. В возрастной структуре самое большое количество детей с инвалидностью от 8 до 11 лет. С нарушением слуха – 4600 детей, зрения 3900 детей, передвижения и опорно-двигательного аппарата 26 тыс. 200 детей.
В ноябре прошлого года в рамках социального проекта на тему: «Саламатты болашақ» при финансовой поддержке Фонд развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust», совместно с общественным объединением «Общество родителей детей с инвалидностью «Мир равных возможностей», председателем которого является Н.Т.Ульжекова, начала свою научно-исследовательскую работу рабочая группа ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. Руководство над ней взял заведующий кафедрой физической культуры и спорта доктор PhD, доцент кафедры Д.Г.Токтарбаев. В состав рабочей группы вошли: к.п.н., доцент У.С.Марчибаева, доктор PhD, доцент А.А.Исаханова, старший преподаватель Р.В.Сидорова, Н.А.Моисеева, Д.М.Еремеев и Л.С.Тұнғышмуратова.
Цель проекта — социализация и повышение качества жизни детей с особыми образовательными потребностями, через создание инклюзивных спортивных секций и распространение модели спортивных секций по адаптивным видам спорта в г. Астаны.
В рамках проекта организованы и функционируют инклюзивные адаптивные спортивные секции, которые, в настоящее время, посещают 100 детей. Это дети с диагнозом ДЦП, нарушениями слуха и зрения, синдромом Дауна, расстройством аутического спектра и другими патологиями в развитии. Вместе с детьми с инвалидностью тренируются и здоровые дети.
На сегодняшний день действуют инклюзивные секции по адаптивному каратэ и адаптивно-корригирующей гимнастике (хореографии), паратхэквондо, адаптивному плаванию, бочче, голбол для детей с ПОДА — повреждениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями зрения.
Занятия адаптивной физической культурой для детей с особыми образовательными потребностями жизненно необходимы, потому что являются естественным и практическим методом одновременно физической, медицинской и социальной реабилитации.
Перед научно-исследовательской группой стоят непростые задачи: подготовка и разработка для каждой секции физкультурно-спортивной программы, учебного пособия «Адаптивная физическая культура и спорт.
Содержательный анализ учебной и методической литературы позволяет констатировать факт того, что в Казахстане не представлены методические разработки по адаптивной физической культуре и спорту, по обучению и организации тренировочного процесса по данным видам спорта.
Физкультурно-спортивные программы позволят методически грамотно построить учебно-тренировочный процесс начальной подготовки в физкультурно-спортивных секциях тренерам и инструкторам по адаптивной физкультуре и видам спорта.
Учебное пособие «Адаптивная физическая культура и спорт» раскроет содержание наиболее важных, составляющих методологическую основу разделов дисциплин: «Теория и организация адаптивной физической культуры».
В ноябре прошлого года научно-исследовательской группой ЕНУ им. Л.Н. Гумилева проведен мониторинг данных по адаптивной физической культуре и спорту в странах дальнего и ближнего зарубежья. В нашей стране разработана и апробирована функциональная диагностика, показатели и индексы физического развития для детей с ментальными нарушениями, нарушениями ОДА — опорно-двигательного аппарата, слабослышащих, слабовидящих, проведено миофасциальное исследование детей с различными заболеваниями по методам С.М. Бубновского.
В декабре прошлого года рабочей группой проведены разработка и апробирование четырнадцати тестов по основным физическим качествам: скоростным возможностям, силе, гибкости, скоростно-силовым возможностям, координационным способностям, выносливости и специальной подготовленности по видам спорта для детей с ментальными нарушениями, ОДА, с нарушениями слуха и зрения. Тестирование проводилось на базе «Паралимпийского тренировочного центра» г. Астаны.
Также разработан дневник самоконтроля, для детей с особыми образовательными потребностями с памяткой-инструкцией для родителей по ведению дневника самоконтроля.
С начала года, в течение двух месяцев, рабочая группа занималась аналитическим обзором и анализом литературных источников по представленным видам спорта. Сейчас идет активная научная деятельность по разработке физкультурно-спортивных программ и учебного пособия.
За прошедший период участники научно-исследовательской группы неоднократно посетили занятия в физкультурно-спортивных секциях, с целью выявить недочеты, дать методические рекомендации молодым тренерам и инструкторам, работающим с детьми различных нозологических групп.
В феврале этого года кафедрой физической культуры и спорта ЕНУ им. Л.Н. Гумилева открыт волонтерский клуб «Сана», членами которого стали студенты специальности 5В010800 — «Физическая культура и спорт». Одной из основных задач клуба является поддержка детей с особыми образовательными потребностями, участие в городских мероприятиях для таких детей в качестве помощников в организации и проведении, посещение физкультурно-спортивных секций с целью наблюдения и посильной помощи тренерам и другое.
На научно-исследовательскую группу возлагается большая ответственность за качество и содержание разработанного методического обеспечения, позволяющего улучшить качество жизни детей с особыми образовательными потребностями, а также улучшить их физическое, психическое, эмоциональное развитие.
Дархан ТОКТАРБАЕВ
Заведующий кафедрой Физической культуры и спорта