Согласно данным Департамента образования (DOE), за последние двадцать лет популярность виртуальных школ (virtualschools) в Соединённых Штатах выросла почти в десять раз. В текущем учебном сезоне (2017/2018) свыше 300 тысяч американцев в возрасте от 6 до 16 лет начали получать школьное образование дома за компьютером, а не в привычных образовательных учреждениях.
Сразу стоит сказать, что в 1990-х годах онлайн-образование подвергалось жёсткой критике со стороны психологов. Они называли следствием домашнего обучения изоляцию ребёнка от ровесников, неумение общаться с глазу на глаз с живыми людьми, патологическую застенчивость, одиночество и серьёзные проблемы во взрослой жизни.
Время, однако, расставило всё по своим местам. Представители поколения Z (рождённые в период с середины 1990-х по середину нулевых) оказались настолько увлечёнными технологиями, что их разговорное общение резко сократилось даже в школьных стенах. Они очень много пишут, очень много читают и мало говорят.
Фактически поколение Zреализовало прогнозы научных фантастов, антропологов, физиологов и других специалистов. Они утверждали, что развитый человек будущего не станет размениваться на эмоции, жесты и разговорную речь. Его главной характеристикой станет передача/получение информации на расстоянии и максимальная психологическая устойчивость (в первую очередь — невозмутимость и спокойствие).
Таким образом, виртуальные школы стали следствием развития научно-технического прогресса и самого ребёнка. Они имеют массу преимуществ и полностью соответствуют всем образовательным тенденциям XXI века.
Во-первых, virtualschoolsявляются единственным эффективным способом победить такое малоприятное явление как школьные издевательства (schoolbullying). В настоящее время примерно 50% учащихся мидл-скул и хай-скул подвергаются психологическим и/или физическим унижениям со стороны сверстников. Это привело к тому, что более 700 тысяч несовершеннолетних американцев ежегодно подумывают о самоубийстве или предпринимают попытки свести счёты с жизнью.
Победить schoolbullyingв школьных стенах — невозможно. Государство выделяет на борьбу с издевательствами миллиарды долларов ежегодно, однако ни одна школа США не смогла поставить крест на этом явлении. Поэтому подростки либо терпят, либо проявляют агрессию самостоятельно, либо постоянно находятся в ожидании зла.
Во-вторых, онлайн-образование даёт больше знаний, чем уроки в классной комнате. Это неопровержимый факт. Виртуальный контроль за учениками сегодня стал настолько жёстким, что они не могут прогулять урок, заняться посторонними делами во время усвоения нового материала, сфальсифицировать результаты тестов и т. п.
Ученик должен постоянно реагировать на происходящее в онлайн-школе посредством голоса и печатания.
В-третьих, виртуальные школы экономят среднестатистическому ребёнку 3 часа в день. Именно столько американские дети тратят на сборы и дорогу в образовательное учреждение (школьный автобус, общественный транспорт, ожидание на остановке и т. п.).
Часть этого времени разработчики онлайн-курсов предлагают потратить на физические упражнения, прогулки на свежем воздухе, а также на общение с настоящими друзьями. Это именно то, чего большинству «обыкновенных» школьников не хватает.
В-четвёртых, большинство штатов Америки полностью или частично оплачивают школьное онлайн-образование. Деньги выделяются из федерального бюджета DOE, а также частных фондов.
Государство очень сильно заинтересовано в развитии виртуальных школ, поскольку численность учеников в классах медленно, но верно увеличивается. В том же Большом Яблоке известно немало случаев, когда уроки проводились одним учителем для 45 — 50 учеников. Излишне говорить, что в таких условиях большинство учащихся не усваивают материал.
В-пятых, выпускники виртуальных школ успешнее сдают экзамены в колледжи и университеты, чем «классические» школьники. Более того, онлайн-ученики значительно чаще получают стипендии за свои спортивные заслуги. Отцы и матери тратят сэкономленное на дорогу в школу и обратно время на спортивные секции для детей. У обыкновенных школьников, которых по вечерам ждёт куча уроков, на спорт времени не остаётся.
Самое же важное преимущество виртуальных школ для тяжело работающих семей заключается в возможности найти недорогое жильё в недорогом районе/городе/графстве/штате. До недавнего времени плохие школы в округе являлись главной причиной переезда взрослых с детьми (первая причина — пополнение в семействе и необходимость расширить жилплощадь).
Теперь любящим родителям не нужно стремиться перевезти ребёнка школьного возраста из какого-нибудь бруклинского Ист-Нью-Йорка в манхэттенский Мидтаун, чтобы он пошёл в самую лучшую школу. Полноценное и углублённое образование, которому позавидуют даже манхэттенские школьники, возможно в любом уголке Америки. Даже если большая семья «застряла» по финансовым причинам в самом криминогенном районе страны — на качестве школьного образования это не скажется. Виртуальные школы есть везде, где есть интернет.
Напоследок стоит сказать, что ярой сторонницей онлайн-школ является нынешняя глава DOEБетси ДеВос. За неполный год в своей должности она привлекла к относительно новому виду обучения большое общественное внимание. В ближайших планах ДеВос — позволить отдельным городам и штатам создавать собственные программы онлайн-образования и больше экспериментировать с новыми интернет-технологиями.
Максим Бондарь