ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ МОДУЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

 

Абдраимова Гульнара Фазылкаримовна

Gulnara22.69@mail.ru

Преподаватель специальных дисциплин,

магистр экономических наук

ГКП на ПХВ «Высший колледж

«ASTANA POLYTECHNIC» акимата г. Нур-Султан

Одной из ведущих мировых тенденций в развитии современного образования является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует основу информационного общества. Реализация принципов современного образования может привести к качественным изменениям во всей системе образования, включая формы и методы организации образования, роль преподавателей и студентов в учебном процессе.

Преподавание в колледже требует обновления методики, а также предъявляются новые требования к организации учебной деятельности студентов, которая должна соответствовать их склонностям, интересам и возможностям, также разрабатываются новые приёмы и методы, которые гарантируют прогнозируемый результат.

Методика модульной системы основана на представлениях о том, что занятие  должно способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Можно реализовать модульную организацию через лекции, семинары и лабораторные работы.

При модульном подходе к разработке образовательных программ на каждый вид профессиональной деятельности  (компетенции) разрабатывается отдельный модуль. Модульная учебная программа дает возможность освоения выпускниками колледжей нескольких квалификации  и быть более мобильными и востребованными на рынке труда.

Модульное обучение является наиболее стройной, понятной и результативной технологией обучения, которая гарантирует качество подготовки компетентных специалистов. Специалисты, обученные по программам, созданным по модульной технологии, владеют не только знаниями, но и навыками выбранной профессии и специальности: принятия решений, выполнения услуг и производственных работ.

Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей. Модульная технология основана на идее, что студент учится сам (добывает знания, анализирует их, применяет их на практике), а преподаватель контролирует его процесс обучения. Выполнение индивидуальной научно-исследовательской работы основывается на достаточно хорошо сформированной базе знаний о методах научного познания, особенностях планирования и проведения эксперимента, а следовательно, сначала предполагается организация теоретической подготовки учащихся, в ходе которой формируются знания об этапах эксперимента, основные умения по работе с литературой, статистической обработки результатов эксперимента. Также во время этой подготовки организуется обсуждение, благодаря которому cтуденты самостоятельно выбирают темы своих индивидуальных исследований, планируют проведение эксперимента. Каждый модуль образовательной программы ориентирован на достижение определённого результата обучения, то есть компетентности.

Модульная технология интересна и эффективна для студентов, так как она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению, повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. В связи с этим переход на модульную технологию повышает требования не только к студентам, но и к преподавателю, осуществляющему обучение.

Наиболее существенными элементами модульной технологии являются:

  1. Блочное (модульное) построение учебного материала;

2. Преобладание самостоятельной и творческой деятельности на занятиях под руководством преподавателя по усвоению знаний и умений;

  1. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии преподавателя и студента.

Сущность модульного обучения состоит в том, чтобы студент мог самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, а также дидактические цели.

Применение модульной системы широко входит  в практику преподавания.

Оценивая модульное обучение, следует отметить его значимость для стимулирования учебно-познавательной активности студентов и организации их познавательной деятельности по овладению профессиональными научными знаниями, умениями и навыками.

При этой системе студент может более самостоятельно овладевать разделами учебной программы. Следовательно, при модульном обучении у студента в большей степени, чем при традиционном обучении, формируются навыки самообразования. Вместе с тем и при модульном обучении у студента всегда есть возможность получить помощь, советы и оценку своей деятельности у преподавателя.

Кроме того, модульная технология способствует повышению активности как студентов, повышая их мотивацию к приобретению знаний, так и преподавателей, заставляя их совершенствовать своё педагогическое мастерство.

Введение модульной системы способствует совершенствованию образовательного процесса в нашем колледже, поскольку позволит осуществить переход от информационно-сообщающего обучения на обучение, моделирующее и формирующее будущую профессиональную деятельность наших специалистов. Переход на активные формы обучения позволит готовить специалиста, способного быстро адаптироваться к изменяющимся производственно-экономическим условиям.

Реализация модульной технологии обучения в образовательной деятельности колледжа будет способствовать существенному повышению качества подготовки выпускника, поскольку позволит преподавателям лучше управлять деятельностью студентов в процессе обучения, а студентам больше работать самостоятельно, получать консультативную помощь у преподавателей, усваивать учебное содержание при работе с первоисточником и дополнительной литературой.

Реализация модульной технологии обучения в образовательной деятельности колледжа будет способствовать существенному повышению качества подготовки выпускника, поскольку позволит преподавателям лучше управлять деятельностью студентов в процессе обучения, а студентам больше работать самостоятельно, получать консультативную помощь у преподавателей, усваивать учебное содержание при работе с первоисточником и дополнительной литературой.

Внедрение модульной технологии окажет влияние на инновационное развитие средне-специальных учебных заведении, поскольку к достоинствам модульной системы обучения можно отнести:

1. Развитие у студентов продуктивного мышления;

2. Возможность самоконтроля обучения студентом и собственной деятельности преподавателем;

3. Активизацию познавательной деятельности;

4. Возможность самооценки;

5. Формирование самостоятельности.

Таким образом, модульное обучение, имеющее своей главной целью достижение эффективного результата в усвоении научных знаний и формировании профессиональных и личностных качеств будущих специалистов, можно рассматривать в качестве перспективного средства совершенствования образовательного процесса в средних образовательных учреждениях.

Одним из основных преимуществ технологии модульного обучения является активизация учебной деятельности студентов. В основе процесса активизации учебной деятельности, на мой взгляд, лежат ценностные ориентации, во многом формируемые именно технологией обучения, в данном случае модульной технологией через рейтинговый контроль уровня знаний и умений.

INFOTIMES

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *