Каким образом правительство Китая улучшает имидж страны с появлением медиапространства

Хрупкие фарфоровые кувшины, искусно исполненные мастерами Китая, завораживающие картины художников, наполненные философией тишины и красотой природы Китайских долин сыграли свою роль не только в развитии культуры Китая, но и создало новое направление Европейского искусства, под названием “шинуази” (в переводе — «китайщина»). Увлечение в воссоздании предметов в “китайском стиле” провело путь от коллекционирования до стилизации картин, предметов интерьера и росписей на стенах. Золотая и серебряная посуда продолжались считаться предметом роскоши, однако теперь уступали в своей ценности тонкому и легкому фарфору. Дворцовые гардеробы пополнялись изделиями китайского шелкопряда, вызвавшие глубокое восхищение и пользовавшиеся нарастающим спросом, несмотря на высокие цены. Ценители искусства Западных и Европейских стран были ошеломлены умению Китайских мастеров совмещать в себе тонкую эстетику красоты и замысловатости, что объясняет резкий наплыв исследователей и миссионеров в Поднебесную. Именно со времен Маттео Риччи (1552–1610) в Европе принял оборот стереотипное понятие о китайцах как «народа без религии».

Распространение коммунистических взглядов на территории Китая также негативно повлияло на имидж страны. В связи с событиями 50-х годов XX века страна обозначила политику самоизоляции, перекрыв тем самым поступление информации о жизни внутри страны.

Если в эпоху Средневековья Китай XVIII века поражал отдельных европейцев своей необычностью и экзотикой, то в массовой культуре второй половины XIX и XX вв. были распространены маргинальные практики для создания образа Китая: массовое курение опиума, власть мафии, торговля рабами, ущемление прав женщин, установление репрессивного режима коммунистической власти, «нарушение человеческих прав» и т. п. Что интересует больше всего, это то что в основе такого отрицательного образа лежат факты «вынутые» из исторического контекста.

Сейчас образ Китая основан на картине крепкой экономической державы. Ассоциации с Китаем связаны с загрязненным воздухом, высоким уровнем бедности в связи с большим населением. Анализируя статьи о Китае в политическом журнале Newsweek за период с января 2008 г. по апрель 2012 г., Э. Г. Меграбова отмечает, что противоречивый образ Китая отражает свою коннотацию в противопоставлениях силы – слабости, рост Китая и появления вместе с тем социальных проблем: разница между бедными и богатыми, то есть создание социальных статусов и прикрепление этих образов в мышление людей, диссонансом между гендерами, провинциальными областями Китая и его центром и т. д.

Каким образом процветающая империя высокого искусства и завораживающих лесов стала державой, привлекающей лишь предпринимателей, инвесторов , находящихся в поисках быстро-развивающегося бизнеса и коллекционеров сплошных акций и банкнот? Обесценилось ли искусство Китая? Сильно ли повлиял капиталистический имидж на культуру страны, которая менее двух веков назад считалась одной из достояний цивилизации?

Образ Китая начал формироваться с началом глобализации, когда в связи с рассветом интереса Западных и Европейских стран правитель Линь Цзэсюя открыл торговые пути, впустив тем самым англичан и американцев во внутренний рынок страны. Так, в середине 19 века произошло первое событие, летально повлиявшее на имидж страны.

Опиумные войны 1839–1842 годов между Китаем и Британской империей  положили начало превращению Китая в «полуколонию». В качестве реакции на экзотичную специфичность культуры Китая и геополитическим реалиям диктовавшимся колонизационной политикой европейских держав, имидж Китая принял негативный оборот. Западная политика наступления не только ослабила Китай, но и повлекла за собой концепцию западного доминирования над Восточной цивилизации, продлившееся более века.

Распространенность изображения китайцев в ироническом ключе в конце XIX века доказывает также пример из романа американской писательницы Л. М. Олкотт под названием «Восемь кузенов, или тетя-Хилл». В данном произведении 13-летняя героиня Роуз Кемпбелл  во время экскурсии на китайском корабле знакомится с двумя китайцами. Образ забавных, безобразных китайцев, стоящих и значащих меньше белых считается естественным даже среди детей, что заметно в эпизоде где один из героев Китайского происхождения, Фунь, дарует чайник Роуз, выполненный в форме полного китайца маленького роста. Улыбка растянувшаяся на «жирном, сонном лице» подаренной фигурки была так похожа на улыбку стоявшего впереди китайца, что героиня не удержалась от смеха, чему очень обрадовался Фуня.

В США отношение к китайцам, по мнению Э. Линг, подобно раскачивающемуся маятнику. «Век презрения», согласно определению Г. Исаакса, заканчивается в 1905 году и сменяется «Веком благожелательности», длящийся вплоть до 1937 года. Э. Линг справедливо продлевает время действия данного недолгого «века» до 1949 года, когда в Китае устанавливаются коммунистические устои после подписания договора между И. В. Сталиным и Ц. Мао.

1920–1940-е года считаются основополагающим периодом в трансформации имиджа Китая во взгляде западной культуры. Данный этап характеризуется перераспределением ключевых концепций европейско-американского ориентализма предыдущих эпох. Симпатия западного населения к Китайцам возрастает после нападения японской армии на Перл-Харбор в 1941 году. Так, после установления союза между Китаем и США китайско-американские отношения вступили в короткий период оттепели. В связи с показанным героизмом и благородством китайцев, в массовом сознании западных граждан появился новый образ союзника в борьбе с вражескими силами, друга и товарища, способный выручить в любую тяжелую минуту. Появились анти-расистские компании, которые пропагандировали удаление стереотипа “все азиаты на одно лицо”.

Во второй половине XX века  «желтый сменяется красным», в связи с чем Р. Доусон провозгласил «Эпоху крайностей». Позже Китай фигурирует в литературе в подобном образе все чаще и чаще.

Провозглашение Китайской Народной Республики привело к развитию беспрецедентной по своим масштабам антикитайской кампании в США. Трактация этого основного тезиса пропагандистской акции сводился к тому, что принятый китайский коммунистический режим является главным врагом демократии, прав человека и свободы. Вплоть до 80-х годов в американской литературе освещение либо упоминание китайской темы несло за собой негативную трактовку, а имидж Китая освещался лишь в форме идеологической составляющей, в высшей степени преобладающей над культурной и этнографической.

К началу XXI века люди тянулись узнать о стране, находившейся в изоляции от Запада тысячелетиями, в связи с чем литература о Востоке, в том числе о Китае, стала пользоваться массовым спросом. Пробудившийся интерес Запада к Китаю современные исследователи называли “Модой на Китайское” или же “Китайскими Фантазиями”.

Проведя анализы культурной и экономической глобализации, китайские исследователи посчитали, что данная политика влияет на Китай в двух противоположных перспективах. Действительно, в результате применения реформ и открытия информационных границ Китай начал быстро развиваться не только в экономической сфере, но и во всех областях. Однако, одновременно с тем Китай ощутил негативное воздействие глобализации в виде глобального кризиса, загрязнения окружающей среды, особенно в крупных промышленных городах, в связи с чем появилась проблема глобальных болезней. Таким образом появилась угроза исчезновения китайской традиционный культуры, когда-то ставшей причиной открытия границ, под натиском политики продвижения и распространения культуры запада. И несмотря на управляемый процесс глобализации, правительством Китая было принято решение  об улучшении имиджа страны.

В современном же медиапространстве образ Китая стал распространяться в качестве угрозы мирным отношениям страны, державы лишающей свободы голоса и права. Оценивая результаты преобразований, проводимых в Китае, А. Н. Чумаков пишет: «Традиции, культура и возможности диалога интересуют китайцев не меньше, когда дело касается экономики, внутренней и внешней политики». Это объясняет нежелание Китая оставаться в восприятии людей как сверхдержавы. Ведь контроль над человеческими жизнями путем внушения страха не лежит в интересах правительства.

В связи с развитием технологий, в последние 20 лет действия Китая направлены на позиционирование себя во внешнем и внутреннем мировом медиапространстве. Не только через кинофильмы и СМИ, создающие базовые элементы, знания о культуре Китая, развивающие его положительный имидж, но и через распространение инновационных технологий, созданных в Китае для непосредственного облегчения мобильной связи. Научное сообщество Китая, наряду с политическим руководством считает, что объективный интерес к Китаю и его экономики со стороны представителей других стран эффективно развивать через привитый интерес к культуре Поднебесья. При этом, в настоящий момент, ключевой целью формирования нового имиджа Китая является не только донесение культурных ценностей на западную аудиторию, но и их сохранение и укрепление в китайской среде с целью противостояния вестернизации китайской культуры.

Сарсембаева Индира

INFOTIMES

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *