За 27 лет Независимости, экономическая составляющая нашей страны успела перенести множество взлетов и падений. Правительство прилагает все усилия для сохранения стабильной ситуации. В связи с этим за последние годы основные силы были направлены на развитие частного бизнеса и перспективных стартап — проектов. Стоит отметить уникальность нынешней государственной политики по отношению к предпринимателям.
На сегодняшний день банки представляют возможность оформить кредит по программам с различными условиями: доступными суммами, сроками возврата, размерами переплаты, требованиями к заемщику и т.д. Ориентироваться нужно не просто на экономические обзоры, а на предложения именно в вашем городе, нужно узнать какие фирмы в принципе есть в населенном пункте, а потом уже приступать к их сравнению. Наиболее выгодные предложения в Астане предоставляют Хоум Кредит Банк, по программе “Сенім” со ставкой 0% годовых и АТФ банк с тарифом “Легкий” по которому возможно получить от 50 тыс. до 3 млн. тенге по ставке от 8% .
Также деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, имеет активную поддержку со стороны иностранных инвесторов. А инвестиции в свою очередь оказывают непосредственное влияние на развитие экономики государства. Увеличение финансового притока ведет к усилению роли международного производства. Пополняясь зарубежными финансами, производительные способности Казахстана возрастают и происходит влияние на размер накопительного капитала, что является, несомненным плюсом в отношении развития экономики государства. Помимо этого, происходит своеобразный обмен опытом, и для выхода на более крупную экономическую арену, Казахстан начинает ориентироваться на уровень мировых производителей.
Европейская модель развития малого бизнеса и предпринимательства успешно практикуется и у нас, ежегодно создается огромное количество стартапов, но только малая их часть переживает начальный этап и продолжает успешно развиваться в дальнейшем. Если верить статистике, около 70% молодых компаний прекращают деятельность уже в первый год существования. Чтобы получить признание у целевой аудитории, важно создать нечто оригинальное, то, что будет востребовано у большей части населения. К примеру, в 2017 году по результатам конкурса стартапов Zhastar Innovation-2017 «Стартапом года» признан новый тип персонального компьютера без монитора, первый мини-проектор с желехом ноутбука в компактном корпусе, сделанный в Казахстане JayBox. Известно, что его создатель Елубай Кабдылманатов ведет активные переговоры с китайскими и японскими заводами о массовом выпуске первой партии. В номинации «Мобильное приложение» победил Александр Сотников и его сервис по доставке посылок через путешественников по Казахстану и всему миру.
В разделе «Робототехника» выиграл Дастан Рахатов с набором по обучению детей программированию BOZBALA, лучшим проектом в сфере образования и культуры признан работающий молодежный портал с информацией о грантах и образовании Neupusti.net Фарангизы Шукашевой, лучшей инновационной идеей признан сервис печатающих терминалов Qagaz daiyn, руководитель Айдар Дармеш, технологией будущего назван сервис доставки еды Eats + Баймурат Адильбек.
В номинации «Умный город» самый лучший проект, по мнению жюри, – инновационную систему охраны домов, представил Олжас Ахметжанов, лучшей инновацией социума назван проект создания инновационной фермы, которая обслуживается одним человеком 1 час в день (автор проекта Мукагали Каиымов), а в номинации «Зеленые» технологии» победила Ханум Кусаинова, предложившая перерабатывать окурки. Деятельность этих и многих других молодых предпринимателей поощряется со стороны государства, потому что вероятность завоевания мировых рынков растет с каждой оригинальной идеей все больше и больше.
В попытках выяснить уровень заинтересованности молодежи в продвижении собственных бизнес-планов, мы решили провести социальный опрос, который показал, что из 145 опрошенных 87% хотят создать свой бизнес, при этом 78% считают, что основной доход должен приходить “лично в руки”. В качестве первоначального взноса 74 % ориентируются на инвестирование, и лишь 26% на кредитные программы. При возможности выгодной продажи идеи, 90% намерены развивать бизнес самостоятельно. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что основная часть молодежи за развитие частного предпринимательства, но из-за высокой конкуренции на рынке, инвестиций, порой, оказывается недостаточно и многие, к сожалению, не готовы брать кредит, т.к риск тоже имеет высокие показатели. Хочется надеется на то, что с каждым годом государство все больше и больше внимания будет уделять молодым амбициозным предпринимателям и их оригинальным идеям.